На съемках «Billie Jean»: «Камера буквально запотела»

Режиссер Стив Бэррон участвовал в создании легендарных музыкальных видео. Список артистов, с которыми он работал в 80-х годах, весьма впечатляющий: A-ha, Дэвид Боуи, Fleetwood Mac, The Human League, Мадонна. Однако вершиной его карьеры в жанре музыкального видео остается сотрудничество с Майклом Джексоном. Режиссер поделился историей создания видеоклипа «Billie Jean», снятого в 1982 году.

Предложение
mj_3129140b«К тому времени [1982 г.] я уже снял порядка 15-20 музыкальных видеоклипов, один из них стал номером один в Великобритании – «Don’t You Want Me» группы The Human League. Имя Майкла Джексона тогда еще не было у всех на устах, это было за несколько месяцев до релиза альбома Thriller. Разумеется, в телефонном звонке от Майкла Джексона было некое волшебство, но мне тогда куда больше нравились Human League. Моя жена носила нашего первого ребенка, и поначалу я подумал: «Ой нет, вряд ли я смогу за это взяться». Но в итоге именно моя жена убедила меня поработать над этим проектом.

Менеджер Майкла Джексона сказал, что Майкл хочет сделать видео “волшебным”, что он видел “Don’t You Want Me”, и ему очень понравилась кинематографичность и общее впечатление от видео. Майкл хотел, чтобы его клип был как отрывок из фильма, а не просто музыкальный видеоклип с сюжетом».

Бюджет
«50 000 долларов. Это было вдвое больше, чем во всех моих предыдущих проектов. Для сравнения, когда пятью неделями позже снимали “Beat It”, бюджет составлял уже 300 000 долларов. А когда снимали “Thriller”, цифра достигла уже 2 млн. долларов, так что бюджет “Billie Jean” меньше чем за три месяца стал крошечным».

Вдохновение
«Мне в голову пришла идея, основанная на концепции, которую я использовал для предыдущего видеоклипа Джоан Арматрейдинг: “дар царя Мидаса”. Т.е., куда бы ни пошел Майкл, все будет превращаться в золото и сиять в лучах света. Я оформил концепцию в письменном виде и отправил Майклу факс, и мне ответили: “Майклу очень понравилось, он хочет, чтобы это было похоже на магию Питера Пэна”. Так что меня приняли на работу вместе с концепцией: мол, да, берем, приходи и делай.

Видео
«На съемках мы использовали 16-миллиметровую пленку. “Don’t You Want Me” был снят на 35-миллиметровую пленку, и единственной причиной, почему я не воспользовался ею и здесь, была стоимость. Нашего бюджета было недостаточно».

Встреча с Майклом
«Он был очень милый, тихий, говорил едва ли не шепотом, но его интересовало абсолютно все, что касалось видео, а потом он захотел узнать больше и про меня самого».

Capture_3129162c
Стив Бэррон на съемках «Billie Jean» вместе с детективом.

Перед съемками
«Один из моих друзей сделал макеты с раскадровкой, а затем мы показали их Майклу. В раскадровке были два пустых кадра в припеве, поскольку менеджер предупредил нас, что Майкл, возможно, будет танцевать. Он добавил, что Майкл практиковал какой-то танец перед зеркалом. Мы с Майклом обсудили идею того, что по сюжету за ним кто-то будет следить. На такой сюжетный поворот его натолкнула какая-то история о частном детективе, прочитанная им в газете».

Гениальность Майкла
«Мы прорепетировали все видео, сцена за сценой. Когда мы прорабатывали сцену возле магазина фототехники, и все фотоаппараты внезапно начинают мигать вспышками, заряжая его энергией и пробуждая “дар Мидаса”, Майкл поделился еще одной идеей: “А пусть один из магазинов на другой стороне улицы будет портняжной мастерской, с манекенами в витрине. Когда я буду проходить мимо, до или после магазина фототехники, пусть манекены оживут, выпрыгнут на улицу и танцуют вместе со мной”. Мне очень понравилась эта мысль, я счел это гениальным, и это очень подходило к нашей истории.
После той встречи я насел на продюсера: “Слушай, тут Майкл придумал классную идею. Нам надо поменять тот магазин, поставить там манекены, пригласить танцовщиков, отрепетировать. Нам понадобится хореограф, художник по костюмам, и еще пара лишних часов на съемки, поскольку это будет сниматься после первого танца”.

Мой продюсер проработал эту идею и сказал, что это будет стоить еще 5 000 долларов, и CBS [звукозаписывающая компания Джексона] отказалась платить. Они сказали: “Нет, больше ни гроша, мы вам уже говорили – у вас есть 50 тысяч и ни центом больше”».

Удачный перерыв
«Думаю, кто-то сказал Майклу о том, что мы не могли себе позволить реализовать его идею. Где-то глубоко внутри я надеялся, что он решит финансировать это сам, но он этого не сделал. Мне позвонили как-то поздно вечером. Я уже спал, поэтому не сразу сообразил, где я и кто я. На линии был Майкл, и это было странно – мне показалось, что он вообще никогда никому не звонит сам. Он сказал: “Привет, Стив, я тут подумал, мы не будем снимать этот групповой танец”. И я подумал: не испортить бы ситуацию. Он сам все отменил, так что нет смысла говорить ему о бюджете, раз он сам понял, что не хочет это делать.

Я понимаю, почему он отказался от этой мысли, поскольку, думаю, в тот момент он уже думал о “Beat It” и “Thriller”. Конечно, было грустно, что мы не реализовали хорошую идею. Это как вырезанная сцена, которую мне хотелось бы снять. Думаю, видео от этого только выиграло бы».

michaeljacksonands_3129129aДень съемок
«Я чувствовал себя на съемочной площадке очень комфортно. Всего лишь очередные съемки. Пока он не начал танцевать.
Раньше меня уже предупреждали, что далеко не все плиты мостовой у него под ногами будут зажигаться, так что Майкл не может идти куда угодно. Среди плит были 11 штук, которые зажигались по схеме детской игры в классики, поэтому мне пришлось сказать Майклу: “Извини, но загораются не все плиты, сначала загорается вот эта, потом вот эти две, и еще две, и потом еще одна”.

Поскольку я не видел, как он репетировал, то мне оставалось только гадать, как он выкрутится и что будет делать. Кажется, он репетировал какие-то движения, но как он свяжет их в танец, для меня оставалось загадкой. Он внимательно осмотрел площадку, изучил схему. Я спросил: “Майкл, может, нам нужно провести пару репетиций?” А он ответил: “А мы можем сразу начать снимать?”

Когда пришел черед припева, он начал двигаться интенсивнее, а затем разразился таким танцем, аналогов которому я не припомню. Это был чистый инстинкт. Он объединил все в единое целое. Мне стало жарко, в самом деле жарко от излучаемой им энергии. Камера и окуляр буквально запотели. Он практически растворился в тумане, когда я смотрел на него в объектив, и все это выглядело совершенно нереальным».

Монтаж
«Я встретился с Майклом в Ковент-Гардене, в монтажной студии. Мы просидели там почти всю ночь, поскольку все надо было делать быстро, как обычно, тем более, он так удачно оказался в Лондоне. Помню, как он прилег на кушетку в дальнем углу студии, в какой-то момент взглянул на один из мониторов и сказал: “Мне нравится этот кадр”. Вообще-то он смотрел на полиэкранное изображение и, видимо, решил, что из этих трех кадров он может выбрать какой-то один… Я ничего не ответил».

mjpinksjirt_3129167cВидео-вирус
«Я помню только, как примерно через две недели услышал, что на MTV не будут крутить “Billіe Jean”. Сказали, что у них не та аудитория. А затем я услыхал еще одну историю о том, что из CBS в ярости позвонили на MTV: “Что значит ‘не та аудитория’? Как может такая хитовая запись с таким видео и таким великим артистом не подходить для вашей аудитории? Кто у вас там в аудитории вообще?”

Они ответили, что представляют американский средний класс. Не думаю, что речь шла о черной или белой аудитории. MTV как телеканал только-только зарождался, они понятия не имели, кто они, кем и чем станут, и, естественно, не знали, что Майкл Джексон скоро станет олицетворением MTV. И они пытались сражаться с тем, что в итоге и превратило их в нынешнюю империю».

Источник: Статья на Telegraph.co.uk

Перевод: Юлия Сирош

Вновь опубликованные не вошедшие в видео кадры:

2 мысли о “На съемках «Billie Jean»: «Камера буквально запотела»

  • 13.12.2014 в 20:28
    Permalink

    Замечательные воспоминания, спасибо! Задумка Майкла о танцующих «манекенах» действительно интересная. И все детали интересны.

    Ответить
  • 29.03.2015 в 07:35
    Permalink

    Да, задумка и правда интересная, но клип «Билли Джин» мне нравится и так, он один из моих любимых, вообще у него нет клипов которые мне не нравятся. Спасибо тебе Майкл, за твоё творчество и за то что мы помним тебя!

    Ответить

Оставьте комментарий