Дэмиен Шилдс: «Майкл Джексон — настоящий супергерой»

Многие фэны знают Дэмиена Шилдса по его статьям о музыке Майкла Джексона и сопутствующих проектах. После выхода его новой книги «Истоки Xscape: Песни и истории, оставленные Майклом Джексоном» Дэмиен согласился дать нашему сайту эксклюзивное интервью. Мы воспользовались этой возможностью, чтобы расспросить его о фэн-жизни, взглядах и исследованиях, которые стоят за его статьями и книгами.

Дэмиен, как давно ты увлекся Майклом Джексоном? При каких обстоятельствах ты узнал о Майкле, и сразу ли он захватил тебя?

Дэмиен Шилдс
Я помню несколько ранних эпизодов, когда Майкл произвел на меня сильное впечатление. Впервые это случилось в 1991 году – мне тогда было всего три года. Я смотрел музыкальную программу утром по телевизору — мне нравились клипы Queen, Брайана Адамса, The Beach Boys, Нила Даймонда и Guns N Roses. Прочая музыка, как правило, не интересовала меня. Но в то утро показали видеоклип, которого я никогда раньше не видел, на песню, которой я никогда не слышал — и я просто влюбился! Я в свои три года не сразу понял, что к чему в этом клипе. В нем показывали двоих человек, которые шли, гарцуя, по улице — у обоих были красивые лица и кудряшки. Один из них пронзительно кричал другому. Это зрелище завораживало! Я обернулся к отцу и спросил про человека в синей рубашке, который пел песню: «Папа, а это мальчик или девочка?» — «Это Майкл Джексон», — ответил он.

Думаю, это говорит о том, что самое захватывающее в Майкле — на самом деле, его искусство. Я не знал и мне было все равно, черный он или белый, мужчина или женщина и т.д. Я знал, что песня была обалденная («The Way You Make Me Feel») и мне хотелось узнать, кто этот артист.

Но серьезно я увлекся Майклом, как и многие поклонники моего возраста, после концертов на 30-ю годовщину его карьеры, состоявшихся в Нью-Йорке в 2001-м. Эти концерты дали мне недостающий контекст. Я увидел современного Майкла Джексона (на тот момент времени), а также получил представление о его карьере в ретроспективе. А в фэндом я попал еще позднее. Все потому, что в моей семье первый компьютер появился только в конце 2002 года. До этого я прочитал все книги о Майкле, какие мог найти в окрестных библиотеках, записал все репортажи о Майкле по ТВ, какие смог застать, и посмотрел их сотни раз, но мой доступ к информации об этом загадочном человеке был существенно ограничен вплоть до 2002 года. Ну а после меня уже ничто не связывало — и уж поверьте, моя одержимость Майклом Джексоном не знала границ!

Ты когда-нибудь видел Майкла вживую? Бывал на его концерте?

Никогда. Я живу в Австралии, и в последний раз Майкл приезжал в Австралию, когда мне было всего восемь. Я смотрел концерт HIStory в записи на девятом канале, где ведущий Молли Мелдрам включил его в выпуск программы Hey, Hey, It’s Saturday!, посвященный Майклу. Но я никогда не видел его вживую и не встречал его. У меня были билеты на восемь из его концертов This Is It в Лондоне. Я забронировал перелет и взял отпуск на шесть недель, чтобы провести их в Англии, посещая концерт за концертом. Я всю жизнь копил на это деньги. Это был момент, которого я ждал всегда. Это был мой шанс! Но… увы. Царствие ему небесное.

Что Майкл значит для тебя? Кто он для тебя в первую очередь — певец, танцовщик, композитор, филантроп? Какие стороны и качества ты ценишь в нем больше всего?

Майкл Джексон — это, по сути, настоящий супергерой. Конечно, он один из величайших певцов, песенников, композиторов, танцовщиков и разносторонних творческих гениев, которых когда-либо видел мир. И не забывайте, он — в числе лидеров во всех этих категориях; ни один другой человек в истории шоу-бизнеса не подходил даже близко к достижению такого признания! Но даже если оставить все это в стороне — все видеоклипы, альбомы, синглы, туры, лунную походку, видео «Триллер» — все это, то он все равно останется настоящим супергероем, на основе одних только гуманитарных заслуг. Ведь отдать 300 миллионов из своего личного дохода на благотворительные цели — это очень много для одного человека! Деньги могли бы так легко совратить его с верного пути. Все мы знаем, как жадность поголовно заражает людей в шоу-бизнесе — но только не Майкла. Он всю жизнь, до конца, отдавал — и я хочу, чтобы его помнили за это. Одним словом, больше всего мне нравится в Майкле его неустанное стремление помогать другим людям.

Ты хорошо танцуешь и тебе отлично удается исполнять знаменитые движения Майкла. Когда и где ты научился танцевать? Много ли тренировки ушло на то, чтобы довести мастерство до такого уровня?

Спасибо! Я стал поклонником Майкла задолго до того, как впервые попробовал освоить лунную походку. Танцевать я начал в старшей школе, когда моя подруга Симона поспорила со мной на 50 долларов, что мне слабо выступить в школьном конкурсе талантов. Все знали, что у меня не было никаких талантов (кроме успехов в австралийском футболе), и думали: вот будет потеха, если он выйдет на сцену и опозорится. Я принял вызов и вместо того, чтобы позориться, решил потратить месяц на отработку номера «Billie Jean». Каждую свободную минуту я отводил на репетиции этого выступления. И когда я наконец вышел на сцену в конкурсе, я исполнил танец, который не только не был отстойным, но и завоевал мне награду! Следующие два года никто в школе не знал моего имени — я был «чувак, который Майкл Джексон».

Чем тебя привлекает исполнение трибьютов Майклу Джексону? Это для тебя работа или хобби?

Должен сказать, что нынче я очень четко формулирую свое отношение к исполнению произведений Майкла Джексона. Прежде всего нужно помнить, что это именно творчество Майкла, а не мое (и ничье другое). Многие исполнители трибьютов и подражатели пытаются привлечь внимание к себе, ярко акцентируя свое имя и ожидая похвалы за свою способность повторить движения Майкла или скопировать его внешность. Для меня смысл совсем не в этом. Исполняя вещи Майкла, я как будто рассказываю историю. Я просто повторяю что-то, что Майкл однажды сделал, чтобы люди поняли что-то про него — не про меня. Например, если бы мы цитировали слова известного философа, мы ведь закончили бы цитату его именем, а не своим — верно? Потому что мы рассказываем его историю, или повторяем его цитату. Поэтому я чувствую, что если подпишу своим именем трибьют Майклу Джексону, то это будет уже не трибьют Майклу Джексону — это будет выступление Дэмиена Шилдса, в котором он украл весь материал Майкла Джексона. Надо помнить, что, когда люди аплодируют лунной походке, которую исполняет трибьют-артист, они на самом деле, по сути, аплодируют Майклу Джексону. Так что да, тут есть тонкая грань… У меня определенно ушло время, чтобы сформировать свой подход к этому вопросу. В юности, несколько лет назад, я, возможно, воплощал в себе многое из того, что сегодня мне совсем не нравится.


Дэмиен репитирует трибьют Майклу Джексону, организованный в пользу фонда Make A Wish

 
Некоторые поклонники скептически относятся к двойникам и людям, которые пытаются подражать Майклу. Тебе когда-нибудь приходилось сталкиваться с такого рода отношением к твоим выступлениям? Тебя это не задевает?

Когда делаешь что-то публичное — неважно, что, — всегда найдутся скептики и критики. Мне, пожалуй, больше досталось как человеку, как простому фэну со своим мнением, чем как артисту за трибьюты, которые я исполнял. Но надо просто научиться не обращать на это внимания!

Скажу одно: я не имперсонатор Майкла Джексона. По определению имперсонатор — это «человек, который подражает чужому поведению и действиям, копирует их». В моем случае, как только я схожу со сцены, история заканчивается. Я становлюсь собой. Если хотите узнать истории о Майкле Джексоне, которые я рассказываю вне сцены, прочтите мою книгу «Истоки Xscape»!

Действительно, помимо выступлений, ты еще и пишешь о творчестве Майкла. Твои статьи хорошо известны поклонниками и славятся тем, что основаны на тщательных исследованиях. Как давно ты начал писать о Майкле Джексоне?

Я, наверное, и сам не сразу осознал, когда это произошло. Году в 2006 начали появляться слухи о «возвращении» Майкла, и продюсеры вроде will.i.am стали говорить о том, что работают с ним в студии. В то время я создал ветку на форуме MJJC и позднее на Maximum Jackson — в ней я документировал все комментарии людей, с которыми Майкл работал, чтобы фэнам проще было отслеживать, кто что сказал о новой музыке Майкла. У меня также был знакомый в Sony Music, который давал мне эксклюзивную информацию о готовящихся релизах Epic Records — альбомах Thriller 25 и King of Pop, которые потом вышли в 2008 году. Со временем мой список контактов вырос. Я стал работать «репортером» для форума Maximum Jackson и сообщать фэнам новости о туре This Is It и других проектах. Но серьезно я начал писать о Майкле только в 2011 году, когда завел собственное расследование в связи со скандальным альбомом Michael, вышедшим несколькими месяцами ранее, в конце 2010-го. Тогда же я стал вести свой блог. Я начал проект, который, как позже получилось, превратился в книгу (ее еще предстоит закончить).

Теперь ты преодолел важный рубеж — вышла твоя первая книга. Она называется «Истоки Xscape» и рассказывает о происхождении восьми песен, выпущенных на недавнем сборнике Xscape. Что побудило тебя написать эту книгу?

«Истоки Xscape» на русском вышла в электронном формате
Как я объясняю в предисловии к книге «Истоки Xscape», мотивацией послужило отсутствие в публичном доступе какой-либо информации об этих восьми музыкальных сокровищах. Хотя я лично вообще не стал бы публиковать эти сокровища (во всяком случае, не так скоро после смерти Майкла), я чувствовал, что раз уж Sony и душеприказчики Майкла решили представить их на суд общественности (и у них безусловно есть на это право), их история должна быть рассказана. Эти песни теперь — часть лексикона Майкла Джексона. Для тех, кто получает доступ к оригинальным работам Майкла и хочет знать, как они создавались, должна быть в наличии литература. Майкл всегда говорил: «Изучай великих». Теперь, когда его, величайшего из всех, больше нет, важно, чтобы информация была в наличии, чтобы его тоже можно было изучать.

Сколько времени у тебя ушло на написание книги, и у скольких человек ты взял интервью?

От замысла до завершения эта книга заняла у меня девять месяцев. Девять месяцев непрерывной работы. Девять месяцев, в течение которых я был доступен круглосуточно семь дней в неделю для интервью, ответов на письма и других коммуникаций, которые могли быть полезны для формирования корпуса информации, легшего в основу книги.

Для этого проекта я взял интервью примерно у двадцати самых близких творческих партнеров Майкла. Я включил цитаты дюжины из них. Некоторые другие истории и интервью, которые я не включил в «Истоки Xscape», увидят свет в моих будущих проектах.

В ходе исследования ты познакомился и завел дружбу со многими сотрудниками Майкла. Некоторые из них никому кроме тебя не давали интервью. Как тебе удается разговорить людей, в чем твой секрет?

Обратись к ним с просьбой и относись к ним так, как хочешь, чтобы относились к тебе, — с предельным уважением. Очень просто, на самом деле. Они обычные люди, как и мы с вами. Нет никакого секрета.

По твоему опыту общения с коллегами Майкла можешь ли ты сказать, что между ними есть что-то общее? Майкл выбрал их за какую-то определенную черту или качество?

Да, общее между ними то, что они — удивительные великодушные люди, которые искренне любили и оберегали Майкла. Все они невероятно милые! Я просто даже передать не могу, какие это неподдельно добрые люди. Неудивительно, что Майкл Джексон смог сотворить такое волшебство с ними в студии. Рядом с этими людьми он мог ослабить бдительность и дать свободу своему воображению, душе, телу и вдохновению.

Из историй в твоей книге видно, как требователен был Майкл к качеству своей музыки и как он «выращивал» продюсеров, с которыми работал. Они равнялись на него и старались создать песни, которые отвечали бы его стандартам. Иногда даже кажется, что они немного благоговеют перед ним. Ты чувствовал это, общаясь с ними? Они и сегодня воспринимают Майкла как учителя, или больше как ровню?

Никто не воспринимает Майкла как ровню, оглядываясь на годы работы с ним. Как мне показалось, его присутствие, его величие и влияние на тех, с кем он общался, было столь мощно, что люди до сих пор не могут осознать реальность произошедшего, то, что им довелось работать в непосредственной близости с величайшим талантом, который когда-либо ступал на Землю.

Как ты лично относишься к проекту Xscape? Этот релиз есть в твоей коллекции? С точки зрения музыки тебе больше нравятся новые ремиксы или оригинальные песни? И об этической стороне вопроса что думаешь (она вызвала немалые споры)?

Sony Music и душеприказчики Майкла Джексона безусловно имеют право выпустить альбом Xscape. Я этого не оспариваю. Однако у меня есть личное мнение об этом шаге — как и у всех у нас. Мое личное мнение не является истиной в последней инстанции, и оно не более важно, чем чье-то другое, однако мне пришлось выслушивать критику за то, что это мнение у меня имеется и я его высказываю. Мне это не всегда кажется справедливым, ну да ладно. Я думаю, что покуда мнения не постулируются как факты, выражать их не грех. Я также хотел бы заметить, что факты остаются фактами независимо от того, согласны вы с ними или нет.

Так вот, я бы лично не стал издавать невыпущенный материал Майкла Джексона так скоро после его смерти. Майкл Джексон при жизни создал и выпустил огромное количество музыки, которая должна представляться публике в первую очередь. Майкл теперь — классик, артист с завершенной карьерой, а не живая поп-звезда с новыми альбомами, видеоклипами и выступлениями. Я считаю, что важно чтить его наследие, те вещи, которые он подарил нам между 1958 и 2009 годом — чтобы зацементировать его в общественном сознании как легендарного гения, которым он был.

Меня обвиняли в том, что я назвал невыпущенные песни Майкла Джексона «выскребанием остатков» в негативном смысле — как если бы считал их какими-то отбросами на дне мусорной корзины. Это намеренное искажение моих слов и вырывание их из контекста. Поясню: «выскребание остатков» в отношении музыкального каталога Майкла означает лишь использование песен, находящихся на дне коллекции. Вещи, на выпуск которых Майкл не давал добро, должны иметь более низкий приоритет по сравнению с вещами, которые он сам выпустил, уж это бесспорно. «Billie Jean», «Earth Song», «Man In The Mirror» — вот примеры вещей на поверхности, вещей, которые Майкл выпустил, исполнял и для которых снял фильмы. Именно вокруг них, по моему мнению, душеприказчики и музыкальный лейбл должны создавать проекты в годы сразу после смерти Майкла. При этом я никогда не комментировал качество вещей «на дне» коллекции — я лишь заметил, что Майкл не выбрал их для релиза, что есть правда.

Что касается конкретно альбома Xscape, я думаю, каждый его аспект нужно оценивать отдельно. Я не сторонник обобщений, но постараюсь ответить на вопрос…

Альбом Xscape есть в моей коллекции. Мне его подарили, так что он есть у меня на физическом носителе. Но я не покупал его. Я не купил ни одного «официального» продукта после This Is It. Когда вышел альбом Michael с тремя фальшивыми песнями, они потеряли меня как потребителя. Это мой личный выбор, и я не осуждаю никого, кто сделал для себя иной выбор. Если душеприказчики и музыкальный лейбл продемонстрируют внимание к поклонникам Майкла (которые являются покупателями их продукции и питают их коммерческую машину), если пересмотрят ситуацию с альбомом Michael и решат проблему, я готов буду пересмотреть свою позицию по вопросу приобретения продуктов. Но на сегодняшний момент они не продемонстрировали заботу обо мне как о поклоннике и потребителе — как не продемонстрировали и заботу о Майкле. Таково мое мнение. Так я к этому отношусь. Каждому свое.

В Xscape вошли 8 «осовремененных» песен и их оригинальные версии
Возвращаясь к вопросу об «осовремененных» версиях — это не песни Майкла Джексона. Я не могу сравнивать их с оригинальными версиями.

Могу сказать вот что. Я поклонник Stargate. Я поклонник Джастина Тимберлейка. Мне нравятся некоторые работы Тимбаланда с Джастином и другими артистами. Мне нравятся и кое-какие работы Родни Джеркинса. Сами по себе, без приклеенного к ним ярлыка «Майкл Джексон», их работы могут быть весьма неплохи. Если бы мне дали послушать инструментальную версию «A Place With No Name» или «Do You Know Where Your Children Are» — без вокала — и спросили: «Что ты думаешь об этой музыке?», я бы сказал: «Мне нравится!» Но пришивать эту инструментальную версию посмертно к вокалу Майкла и называть это песнями Майкла Джексона — вот это мне не нравится. Мне неприятно, когда эти вещи выдаются за новые релизы Майкла.

Иногда мне кажется, что то, как нам преподносят Майкла, делает его больше похожим на какую-то диковинку или пародию самого себя, чем на легендарного классического артиста. Это мое мнение. Я так чувствую. Кто-то может не согласиться. Кому-то нравится, что танец имперсонатора, записанный с помощью датчиков движения, показали публике через проектор и представили это как «Майкла Джексона, каким вы его еще не видели». И у людей есть полное право это приветствовать. Но я под этим не подписываюсь, для меня это неприемлемо. Я предпочту блю-рей концерта Victory оптической иллюзии в любой момент.

К слову об альбоме Michael: поклонники знают, что ты занимался расследованием скандала вокруг песен Касио. Некоторое время назад ты организовал кампанию A Truth Untold, чтобы собрать деньги на выпуск книги, посвященной этой проблеме. Этот проект еще в силе?

Да, книга об альбоме Michael и скандальных песнях Касио-Порте все еще готовится. Наша кампания по сбору средств в 2013 году не достигла своей цели, и поэтому 170 с лишним человек, пожелавшие нам помочь, ничего не заплатили и мы не получили ни цента из 20 000 долларов, которые смогли собрать. Отсутствие средств сильно усложнило реализацию этого проекта – но нас это не остановит. Неприкосновенность творчества Майкла, его наследие, правда слишком важны. Правда восторжествует. Майкл в это верил, и мы верим.

За последние четыре года фэны изучили историю песен Касио вплоть до мелочей. Ты, конечно, потратил на это исследование больше времени, чем большинство фэнов, но у тебя был доступ и ко многим частным источникам. Стоит ли фэнам ожидать какую-то эксклюзивную информацию в твоей книге?

Мы сделали множество открытий, которые в корне изменят всеобщее представление об этой проблеме. Сегодня в фэн-сообществе есть много теорий, но мало фактов. Люди выражали свое мнение, но мнения не являются решающими. Цель нашей книги — представить неопровержимые факты, кулуарную историю, которая не была рассказана, и новую информацию, которая придаст контекст всей ситуации. Если мы чему-то и научились за четыре с лишним года расследования, так это тому, что правда не всегда там, где кажется или где мы предполагаем ее найти.

Ты считаешь, что этот проект позволит закрыть вопрос о песнях Касио? Ты сам для себя сможешь его закрыть?

Он позволит людям рассмотреть этот вопрос при наличии полной информации. Я верю, что решение возможно. Проблему нужно разрешить, вместо того чтобы делать вид, будто ее не существует. Пока что предпринимаются только попытки ее замолчать и забыть. Неудобные вопросы замели под ковер или дали им приесться и опостылеть. Мы не можем вечно ходить кругами с одной и той же информацией, которая обсуждается на форумах. Мы все уже устали от этого — но споры будут продолжаться до тех пор, пока не будет рассказана вся история и представлены все факты. Только тогда проблема будет разрешена. Ну а закрыть тему каждый для себя должен сам.

Насколько важное место Майкл занимает в твоей жизни? Твои коллеги по работе и друзья вне фэндома знают о твоей страсти, твоих авторских проектах и участии в трибьютах?

Майкл Джексон играет в моей жизни огромную роль. Все, кто меня знает, знают о моей любви к Майклу. Он постоянно вдохновляет меня в повседневной жизни — в отношении и благотворительных проектов, и взаимодействия с людьми, и жизненной философии, и вопросов экологии, и многого другого. Но при этом Майкл Джексон не определяет мою личность. Я вполне состоявшийся, независимо мыслящий человек.

Как ты пережил июнь 2009-го? Изменилась ли роль Майкла в твоей жизни с его уходом?

25 июня 2009 года был худший день в моей жизни.

Какой самой важной вещи ты научился у Майкла — чему-то, что изменило твою жизнь или повлияло на твое поведение?

Я научился этому только недавно, или, лучше сказать, начал применять это лишь недавно, но — такту. Майкл Джексон подвергался атакам, наверное, больше, чем кто бы то ни было на Земле, а отвечал он с такой безграничной любовью и пониманием, прощением и выдержкой… Он был исключительным дипломатом. Я восхищаюсь этим. Я пытаюсь следовать его примеру, насколько могу.

 
Интервью у Дэмиена Шилдса взяла команда сайта Майкл Джексон.ру.

Приобрести электронную книгу «Истоки Xscape» на русском языке можно в магазине Google Play.
Загрузить на Google Play
Способы оплаты в Google Play
Как читать книги Google Play