Вот уже несколько лет в дни годовщины смерти Майкла Джексона, когда фэны собираются в Лос-Анджелесе вспомнить своего кумира, студия звукозаписи Westlake предлагает для поклонников артиста экскурсию по залам, где были записаны культовые альбомы Майкла Off the Wall, Thriller и Bad. В этом году, 27 июня, студия вновь приглашает поклонников в свои исторические стены. Для тех, кому интересно узнать подробнее об этой экскурсии — рассказ об одном из первых туров по студии в 2012 году.
В июне 2012 года студия звукозаписи Westlake впервые на несколько дней открыла двери для поклонников Майкла Джексона. Трехчасовой тур, включающий осмотр двух зданий студии в Лос-Анджелесе, стоил недешево, но это одно из тех мероприятий, которые поклоннику просто нельзя пропускать. Мне давно любопытно было заглянуть внутрь этих невзрачных строений, ведь это то самое место, где создавалась история. В Westlake Майкл записывал три своих самых культовых альбома: Off the Wall, Thriller и Bad. И вот, 26 июня в полвосьмого утра я оказалась на парковке позади студии Westlake D на бульваре Санта-Моника.
Задний двор студии — самый что ни на есть заурядный. Но еще когда я приехала сюда, я сразу живо представила, как Майкл неумело парковался тут на своем авто, обтирая соседние машины.
Поначалу я не увидела вокруг никого и уж подумала, было, что я буду на этой экскурсии одна. Но потом на стоянке обнаружился уже ждавший микроавтобус, который оказался практически полный. Собрав группу в 14 человек, он повез нас в первое, историческое здание студии на бульваре Беверли. Тур был недешевый, поэтому студентов среди публики не было — собрались люди взрослые. Многие были поклонниками еще Jackson 5 с ранних дней их карьеры. Пока ехали, вспоминали, кто видел по ТВ шоу Эда Салливана, кто был на концертах Triumph- и Victory-туров. Одна женщина утверждала, что посетила выступления со всех туров Майкла в США.
Экскурсию вели двое чернокожих ребят: Рой, работник студии Westlake, и Кори, поклонник Майкла. Кори — фанат с раннего детства, коллекционер и энтузиаст: он помогал Кадману и Халстеду составить книгу «For The Record» и является одним из администраторов сайта The Michael Jackson Archives. Очень общительный и увлеченный паренек — расспрашивал всех, кто когда видел Майкла, у кого какой альбом любимый и т.п. За поездку успели со знанием дела обсудить и книги, и видео на ютьюбе… Все наперебой говорили, какой Майкл удивительный и как каждая его песня и каждое выступление бессмертны.
Приехали в студию А на бульваре Беверли — неброское одноэтажное бело-коричневое здание. Это та самая студия, где были записаны два альбома, изменившие американскую музыку — Off the Wall и Thriller. А с виду и не подумаешь.
Перед входом работники студии тепло поприветствовали нас и пообещали незабываемые впечатления. На видео попросили не снимать, только фото. Правда, в студии везде полумрак (запись песни — дело интимное), поэтому многие фотографии, увы, получились смазанными. Но вроде бы самое важное удалось сохранить.
При входе, в фойе на стене представлены платиновые диски — в том числе, и диски Майкла.
А дальше — сразу от входа и по всей студии — все стены увешаны памятью о нем. Его фотографиями, рисунками, рукописными текстами песен. Куда ни посмотришь — Майкл Майкл Майкл… Я уже не помню, что где конкретно снято, да и помещения там тесные, так что издалека не охватишь, поэтому просто выложу то, что получилось в сносном качестве, чтобы дать представление.
«Кирпичная стена» — подарок Квинси Джонса.
Рисунки, сделанные Майклом здесь, в студии (это копии):
В холле показывают небольшой фильм о работе Майкла и Квинси. Ничего нового, подборка известных кадров. Интерьер студии стильный и уютный:
Идем в аппаратную. Это та комната, где звукорежиссер и инженеры записывают и микшируют треки.
В аппаратной нас встретил приветливый звукоинженер Бен. Он покажет, как работают с микшерным пультом.
Аппаратная — совсем маленькая комнатка, и на фото видно, что форма у нее неправильная. Это сделано для оптимальной акустики. По периметру на стенах можно видеть динамики. Динамики есть даже на потолке — их установили для Квинси, который любил слушать запись, откинувшись в кресле.
Напротив звукорежиссера, за окном, находится кабина с микрофоном, где поет вокалист.
Акустика в этом помещении совершенно потрясающая! Нам первым делом включили на всю громкость «Thriller». За счет малого размера и звукоизолированности помещения ощущение такое, что музыка — прямо у тебя внутри. Сразу, в один момент, стало понятно, почему Майкл любил слушать запись очень громко и как хорошая музыка заставляла его танцевать. Даже такому не сильно музыкальному человеку, как я, там практически невозможно стоять на месте, а уж для Майкла, который танцевал и под стиральную машину, — это был совершенно естественный и единственно честный тест на качество. Я почувствовала, как он слышал свою музыку. Это совершенно не то же самое, что в наушниках айпода. «Human Nature» там звучит просто как вынос в другой мир. А потом Бен включил а капеллу «Black or White», и я вообще забыла, как дышать.
Дело в том, что некоторые песни Майкла у них есть в виде «мультитрека» — набора исходных инструментальных и вокальных партий. Благодаря этому песню можно разложить на составляющие на консоли. И вот он хотел показать нам, как микшируется песня, заглушив все партии, кроме а капеллы и постепенно прибавляя то тот, то другой инструмент, то рэп, то бэк-вокал. А капелла была так прекрасна, что ее хотелось слушать бесконечно, но настаивать было неудобно. Вместо этого Бен дал всем желающим покрутить рычажочки на пульте. Выглядит консоль с виду страшно, но управляться с ней несложно — надо только двигать эти ползунки внизу; над ними даже на бумажках написано, какой за какую партию отвечает.
Вот так выглядит «Black or White», разложенная на партии:
Вышла я из этого зала в благоговейном трепете перед этими людьми, которые так буднично смеются, обладая несметными богатствами.
А потом мы отправились в зал, где записывают вокал.
Вот этот стул, говорят, стоит здесь чуть ли не со времен Майкла. И в нем разрешают посидеть, сфотографироваться перед микрофоном, и попеть под музыку в наушниках. Даже я — уж на что я не люблю фотографироваться, — но даже я сфотографировалась, потому что это же фантастика какая-то! Может быть, на этом стуле он пел «She’s Out of My Life»!
Вот это — тот самый рояль, на котором Майкл и Пол Маккартни играли «The Girl is Mine». К этому времени мне уже хотелось опуститься на четвереньки и потрогать пол, по которому ходили все эти люди.
Но это еще не все. Видите этот огрызок ковра у дивана? Это никакой не дизайнерский ход, это реально кусок того ковра, по которому ходили Майкл и Квинси, когда писали Триллер. Ковер, понимаете, протерся, и его решили выкинуть. Но нельзя же совсем выкинуть такой экспонат! Кусочек бережно отрезали на память.
Вот тут я уже наплевала на все приличия и поползла на коленях его щупать.
Перед выходом из студии, у этого плаката Кори спрашивает каждого: «Какой из альбомов Майкла вы бы взяли с собой на необитаемый остров?» Говорит, что чаще всего называют Invincible. Идеальная музыка для необитаемого острова, правда?
Возвращаемся обратно на Санта-Монику, в студию D. Проезжаем здание CBS, где Майкл давал интервью Дайане Сойер. Помните, они еще выходили оттуда и он сетовал, что шибко застенчивый? Вот это как раз тут и было.
По пути зарулили в промышленного вида дворик на одной из неприметных улиц. Зачем? А оказывается, здесь под надписью «Free Delivery» находится великая историческая достопримечательность, связанная с Майклом Джексоном. Кто догадается, какая? :)
Эта невзрачная стена — та самая стена с обложки Off the Wall. Хозяин этих строений, в отличие от работников студии, оказался нечуток к искусству и, не моргнув глазом, закрасил культурное достояние серой краской.
Проезжаем историческое здание лейбла Motown Records в Лос-Анджелесе. Именно здесь Jackson 5 записали почти все свои песни. Здание принадлежит компании Motown и сейчас, хотя артисты тут нынче уже не работают.
Через дорогу от здания находится парк. Помните, Майкл говорил, что в детстве часто, идя в студию, с завистью смотрел, как ребята играют в парке напротив, когда ему надо было работать? Вот это тот парк и есть.
Подъезжаем к Westlake D. Здесь велась основная работа над альбомом Bad. Это здание построили как раз в тот период и спроектировали во многом именно с расчетом на Майкла и Квинси. Они были основными арендаторами студии, поэтому планировку, отделку и оборудование подбирали с учетом их потребностей. В дальнейшем Westlake D стала своего рода эталоном в индустрии. По ее модели, приняв за образец организацию работы Майкла и Квинси Джонса, стали проектировать вновь строящиеся студии.
Прямо у входа нас встречают диски Майкла с автографами Квинси.
Стены опять увешаны фотографиями Майкла… Кто-то скептически поинтересовался, как давно они здесь появились. Не специально ли для фанатов выставка. «Да что вы… — ответили нам. — Многие из этих фотографий висят тут уже годы. Ведь это здание, по сути, стоит благодаря Майклу…» Он — бог этого места. Как к нему там относятся — это просто не передать словами…
Студия D — двухэтажная. На втором этаже расположена личная комната отдыха Майкла. Мне запомнился рассказ инженера Расса Рэгздейла еще с 2009-го года: «В Westlake наверху у Майкла была собственная комната с окном, выходящим в зал записи. Если ему хотелось уйти в те периоды, когда он не был нужен, он часто поднимался в эту комнату. После него по всей комнате был разбросан попкорн. Он вообще оставлял за собой много беспорядка – видимо, привык, что кто-то за ним всегда подбирает. Обычно эта работенка доставалась мне!!!»
Так вот, мы видели эту комнату.
Очень скромная, никакой лепнины и золота.
Персонал студии называет ее «Bubbles room» — потому что там запирали Бабблза и он безобразничал, пока Майкл записывал партии :) Может, это он разбрасывал попкорн? ;)
Из окна действительно открывается вид на зал внизу.
Сцену в нем построили специально для Майкла, чтобы в перерывах между записями он мог работать над танцем.
На первом этаже находится комната Квинси и ванная с душевой кабиной. Необходимая вещь, ведь артисты и продюсеры — как программисты: порой ночуют на работе. А душевая кабина ценна еще и замечательной акустикой. В ней Майкл записывал перкуссионные партии хлопков в ладоши для «Man In The Mirror» и других песен с Bad. Хочешь — заходи внутрь, фотографируй…
Идем в аппаратную. Здесь все очень похоже, разве что зал побольше.
В этот раз Бен, который приехал с нами, решил повторить фокус уже с песней «Bad». Когда он включил а капеллу на полную громкость, у меня слезы на глазах выступили. Это что-то потрясающее — в ней слышно все: и как Майкл ногой притопывает, и его щелчки пальцами, и даже слабый отзвук музыки, который микрофон ловит с его наушников… И по одному можно добавлять инструменты: гитару, духовые, хлопки, записанные в этой самой ванной… Оказывается, в песне столько разнообразия можно расслышать!
В конце нас привели в тот зал со сценой и экраном и предложили посмотреть монтаж из видеоклипов Майкла. К этому моменту эмоции были уже у края.
Закончили на «You Are Not Alone». Экран подняли, а за ним инсталляция как в клипе Спайка Ли «This Is It»… Плакали все.
У них там даже пачка Kleenex предусмотрительно стоит — все тщательно спланировано!
Позади сцены, за занавесом, разумеется, зеркало… Сцена для танцовщика.
Я поспрашивала Роя, что сейчас с этой студией и какие у них планы на будущее. Рой рассказал, что оба здания — работающие. Студия оборудована по последнему слову техники и высочайшим стандартам, и студийное время стоит дорого. Отчасти поэтому и тур недешевый — ведь на время экскурсии они не могут сдать ее в аренду. Здесь записываются многие популярные музыканты, такие как Рианна, Не-Йо, Джастин Бибер. Рой говорит, все, кто приходит сюда работать, первым делом просят посмотреть на комнату Майкла. То, что он создавал здесь один из самых успешных альбомов в истории, очень вдохновляет артистов.
Для широкой публики экскурсии начали устраивать впервые, до этого персонал проводил только несколько частных туров по заказам фан-клубов. Без преувеличения скажу, что впечатления, полученные там, полностью оправдывают все ожидания и обещания. Это для меня было одно из самых ярких «погружений» в анатомию творчества Майкла. Не знаю, как у них сложится в дальнейшем с этой инициативой, но уходила я оттуда с чувством, что, будет там публика или нет, это место всегда останется музеем ему.
morinen, 2012
Информация об экскурсии летом 2015 года — на сайте Thriller Studio Tour на eventbrite или
на странице Thriller Studio Tour в фейсбуке
Спасибо! Потрясающие места, и экскурсии там невероятные. И люди. И звуки. Словом, те, кто окажутся там, — просто счастливчики.
Спасбо-спасибо-спасибо! Такая прекрасная статья! весь сайт прекрасный!)) после прочтения такое чувство, что я тоже побывала на этой экскурсии…
Да… Большое спасибо,очень интересно,особенно описания прослушивания в студиях его голоса,музыки. Все осталось,все как будто на местах:стены,стулья,коврик… нет только этого человека…
класс!!!!!!