«Ghosts»: самое амбициозное видео Майкла Джексона

38-минутный фильм «Ghosts», вышедший в 1996 году, по праву может считаться вершиной творчества Майкла Джексона в жанре музыкального видео. Меж тем фильм относительно мало известен широкой публике. Его торжественная премьера состоялась на Каннском фестивале 1997 года, однако фильм так и не был выпущен в США. По сей день не существует официального DVD-издания «Ghosts» — фильм можно найти только в виде бутлегов.

Сценарий «Ghosts» был создан Майклом Джексоном и знаменитым мастером ужасов Стивеном Кингом. В 2009 году Стивен Кинг вспоминал знакомство с Майклом и работу над проектом:

Michael Jackson Ghosts«Стивен?… Стивен Кинг? Это… эммм… Майкл. Майкл Джексон?» Голос был высокий, тревожный, полный надежды и воодушевления. «Я… о, боже… я ваш горячий поклонник!»

Я убедил его, что это взаимно, но главным образом я испытывал замешательство. Шел 1993 год, я был на съемках мини-сериала «Противостояние», и вот ни с того ни с сего кто-то передал мне трубку и на другом конце линии оказался самопровозглашенный Король Поп-музыки. Как выяснилось, он хотел, чтобы я написал сценарий к самому страшному – наистрашнейшему – видео под названием «Ghosts». Оно будет похоже на старые фильмы про Франкенштейна, объяснил он, только страшнее. Ужасающее! «Стивен, — сказал он, – мы должны это сделать. Мы шокируем мир».

Michael Jackson Ghosts
Скетч к фильму «Ghosts» для создания эффектов

Я выдал лучшее, на что был способен, – не потому что меня просил Майкл Джексон, и не потому что мы должны были шокировать мир, а потому что мне всегда интересно все новое и сочинять сценарий к минимюзиклу было для меня в новинку. История в основе видео, которую он описал мне в тот день, была о толпе разгневанных чопорных горожан (не крестьян с факелами), которые хотели изгнать из города чудака, жившего в замке неподалеку. По их мнению, он дурно влиял на детей. Мне это напомнило, как в моем детстве родители относились к рок-н-роллу и сейчас еще относятся к артистам вроде Оззи Озборна и Мэрилина Мэнсона (который в 1995 году выпустит альбом Smells Like Children). Я тогда еще не знал о слухах про Джексона и совращение детей, но наверное, взялся бы за проект, даже если бы знал. Когда ты знаменит, тебя постоянно в чем-то обвиняют, от мелких краж до убийства Джона Леннона.

Фильм снимали три недели, после чего закрыли на три года. Наверное, тогда я знал, из-за чего, но сейчас уже не помню. Мой старый друг Мик Гаррис сначала был режиссером. Однажды на стадии подготовки я участвовал в телефонных переговорах, где обсуждалась хореография, и Майкл заснул. В другой раз он позвонил моей жене и спросил у нее, как меня найти. Она дала ему номер. Майкл перезвонил снова пять минут спустя, чуть ли не в слезах. Как он объяснил, у него не оказалось под рукой ручки, поэтому он попытался записать номер пальцем на ковре, но потом не смог прочитать. Жена опять дала ему мой номер. Майкл от души поблагодарил ее… но так и не позвонил мне.

Michael Jackson GhostsСъемки фильма «Ghosts» возобновились так же внезапно, как прервались. Мик вспоминает, как Майкл позвонил ему в 1996-м: «Мик, все состоится! Надо только верить, что все состоится!» Так и случилось, только без Мика. Он к тому времени работал над минисериалом «Сияние», так что режиссерские бразды взял Стэн Уинстон. История порядком отошла от моего первоначального сценария, но теперь это уже не важно. Важно то, что в этом видео запечатлен один из лучших, самых вдохновенных танцев в карьере Джексона. Посмотрев на этот танец, понимаешь, почему Фрэд Астер сказал Джексону, что тот «чертовски хорошо двигается». В фильме также видна печаль Джексона и его почти болезненное желание угодить. Да, я странный, говорят его глаза, но я стараюсь как могу, и я хочу доставить вам радость. Разве это так плохо?

Эта печаль характерна для людей, обладающих таким огромным талантом, что он становится ношей вместо благословения. Несмотря на свою необычайную красоту (хотя тогда он, наверное, уже начал делать операции, которые в итоге разрушили его удивительную внешность), Джексон был болезненно застенчив. С ним было трудно — иногда невозможно — поддерживать разговор, но когда я пересматриваю то старое видео, я испытываю радость… и нет, это совсем не плохо.

Стоит заметить, что его вина в чем-либо никогда не была признана судом, и когда я спросил об этом Мика, который периодически общался с Майклом, он решительно уверил меня, что Майкл действительно был невиновен в том, в чем его обвиняли. Суд общественного мнения, однако, признал его виновным в Странности Первой Степени, в результате чего он стал скитаться отшельником из одного замка с привидениями в другой. Наконец, в одном из них он умер. Чужой человек. Потерянный человек. Но не уникальный в своей кончине. Как Джеймс Дин, Элвис Пресли, Курт Кобейн, Хит Леджер и десятки других, он просто ушел слишком рано.

Но, боже, о, боже, как же он умел танцевать…

Michael Jackson Ghosts
Слепок лица Майкла для спецэффектов в «Ghosts»

Съемки «Ghosts» начались в 1993 году, но вскоре были прерваны из-за скандала в связи обвинениями против Майкла и завершились лишь три года спустя. Между 93-м и 96-м годом фильм пережил несколько метаморфоз. Задуманный изначально как 10-минутное музыкальное видео на песню «Is It Scary» с героями Семейки Аддамсов в эпизоде, он (как это не раз бывало с проектами Джексона) затянулся во времени и разросся, превратившись в итоге в почти 40-минутный фильм в смеси жанров комедии и готики.

Мик Гаррис, первый режиссер фильма «Ghosts», некогда снимавшийся в роли зомби в видеоклипе «Thriller», вспоминает работу с Майклом Джексоном:

Расскажите, как вы попали в видеоклип «Thriller»?

Я дружил с Джоном Лэндисом. Мы познакомились, еще когда я работал секретарем в офисе Universal во время съемок «Звездных Войн». Офис Джона был по соседству с моим – он тогда готовился к съемкам «Зверинца». И Рик с его тогдашней женой были нашими хорошими друзьями. Поэтому когда они нас позвали, мы согласились не раздумывая. Я тогда был молодым писателем – подрабатывал на студиях и только начал получать сценарные работы.

Вы чувствовали, что на ваших глазах творится история поп-культуры?

Мы знали, что создаем нечто необычное, но даже не подозревали, насколько необычное. Мы знали, что это видео грандиознее, чем рядовые видеоклипы того времени, и сильно выделяется на фоне обычных выступлений 80-х. Но когда Майкл начал танцевать в тот первый вечер, это было просто ослепляющее зрелище. Я тут же стал поклонником.

Вы тогда подружились с Майклом?

Нет. Позднее, когда я снимал «Противостояние», Стивен Кинг и Майкл написали сценарий для еще одного музыкального видео в жанре ужасов – очень масштабного, даже по сравнению с «Thriller». Кинг порекомендовал меня, и вот тогда я по-настоящему познакомился с Майклом. Тогда мы подружились.

Michael Jackson GhostsЧего, по-вашему, Майкл хотел добиться фильмом «Ghosts»?

Майкл хотел сделать самое грандиозное и самое страшное музыкальное видео всех времен. Не знаю, получилось ли у него, – в таком контексте сложно сделать что-то по-настоящему страшное, — но оно масштабное, зрелищное, музыка и танец великолепны. И оно определенно доносит свой посыл. Тема изгоя-чужака, которую придумали они с Кингом, была важна и оставалась центральной во всех версиях.

Как вы начали работать над фильмом, как сотрудничали с Майклом, Стэном Уинстоном и Стивеном Кингом?

Я был изначальным режиссером. Работа над фильмом началась в 1993 году, и я занимался им на стадии подготовки и первые две недели съемок. Потом съемки прекратились на три года и возобновились уже под руководством Стэна Уинстона, который при мне руководил эффектами. Я порекомендовал его для завершения съемок, потому что сам я тогда был занят съемками «Сияния». Так что да, я много времени провел на площадке. Но когда создание фильма продолжилось в 1996 году, я уже не участвовал. Иногда посреди ночи мне звонил Майкл – он относился к фильму с безграничной страстью, очень хотел закончить его, сделать его выдающимся. Они со Стэном были друзьями еще с тех времен, когда работали вместе над фильмом «Виз».

Michael Jackson Ghosts
Кадр из ранней версии «Ghosts» 1993 года

Поначалу Майкл и Стив работали над сценарием, и я был не очень в курсе того, что происходит. Только позднее, когда сценарию дали зеленый свет, мы с Майклом и Стэном начали проводить вместе часы напролет, планируя сложные эффекты, музыку и сюжет. Но началось видео с совсем иной задумки. Мало кто знает, что поначалу оно планировалось как промо-видео для фильма «Семейные ценности Аддамсов». Кристина Ричи и мальчик, который играл Пагсли, должны были участвовать в нем. Мы снимали две недели, но так и не дошли до музыкальных номеров. Съемки шли полным ходом, когда случился первый так называемый скандал. Майкл внезапно покинул страну, и студия больше не хотела, чтобы он рекламировал их фильм.

Как вы пережили уход из жизни и Стэна, и Майкла?

Конечно, это очень печально, это трагедия. Стэн был очень талантливым, веселым и дружелюбным человеком. Но я был ближе с Майклом, провел с ним больше времени. Мне больно от того, что с ним произошло. Он всегда был очень хрупким, ему тяжело было спать. Он вызывал у меня ассоциацию с песней Дона Макклина о Винсенте Ван-Гоге. Мир может быть очень жестоким, а Майклу совсем чужда была жестокость. Очень ранимый и добрый человек. И многие не знают, как умен он был, и каким чувством юмора обладал. Очень остроумный, чрезвычайно талантливый парень.

Майкл надеялся, что «Ghosts» завоюет такой же успех, как «Thriller»?

Майкл, казалось, всегда надеялся создать что-то великое. Он мыслил широко, потому что вся его жизнь была окружена величием. Не знаю, сравнивал ли он это видео с «Thriller», но знаю, что он планировал сделать нечто особенное.

Michael Jackson GhostsИ в «Ghosts», и в «Thriller» он показан как обаятельный монстр-проказник. Как вы думаете, ему нравилась такая репутация, даже когда СМИ обратились против него?

Он очень легко относился к этому имиджу, хотя когда пресса стала жестока, ему определенно было больно, и он отступил, стал более замкнут. Хотя мы были друзьями, мы не так уж часто виделись. Иногда мы могли пару лет не видеться и не общаться, но когда встречались, это всегда были очень приятные встречи.

Где вы были, когда узнали о его смерти? Что вы подумали и почувствовали?

Я был за рулем и услышал по радио, что его отвезли в госпиталь. Я, конечно, был потрясен, как и все. Где-то час спустя появились слухи, что он умер, и я просто не мог в это поверить. У меня ушла пара дней на то, чтобы это осознать. Может быть, это было неизбежно, не знаю. Знаю только, что он был хрупким, чувствительным и невероятно добрым и великодушным человеком. Я был убит горем, как и весь мир. И мне было очень жаль его детей – они удивительные дети, совсем не избалованные. По крайней мере такими я видел их пару лет назад.

Как вы отреагировали на непрерывное освещение этой темы с СМИ и домыслы о причинах смерти?

Не знаю, я ненавижу домыслы. Я знаю, что у него были свои проблемы, страхи, слабости. Я лично не видел лекарств или чего-то такого. У нас с ним были не настолько близкие отношения. Все, что могу сказать, это что я ему очень симпатизировал. Мне повезло работать с ним, и мне его не хватает. Хотя я не виделся с ним в последние пару лет, мне всегда казалось, что мы скоро опять встретимся, обсудим фильмы, будет смеяться, шутить. Мне очень грустно от мысли, что этого больше не случится.

Michael Jackson Ghosts
Майкл танцует в датчиках, снимающих «контур» движений для создания танца скелета

Вы замечали одиночество и печаль, которые, как говорят, были его вечными спутниками?

Одна из моих первых встреч с ним была в Нью-Йорке, где он арендовал пентхаус в башне Трампа. Он был очень одинок. Он подвел меня к окну, указал вниз на Пятую Авеню и сказал, что отдал был все на свете за возможность просто спуститься вниз и пройтись по магазинам. Потом я навещал его в Орландо и с удивлением обнаружил, что я был единственным, кто общался с ним, не считая персонала. Пару дней там были только мы вдвоем. Мне кажется, у него было мало близких друзей – таких, которым ничего не было бы от него нужно.

Ваше самое яркое воспоминание, связанное с ним?

Как я смешил его. Когда Майкл смеялся, когда удавалось добиться от него большего, чем хихиканье в ладошку, это было бесценное зрелище! Он любил смеяться, и забавно было легонько его дразнить. Наверное, одно из моих любимых воспоминаний — со съемок «Ghosts»: мы заканчивали дубль, и если я хотел снять еще один, я, подражая голосу лося Буллуинкла из мультфильма, говорил: «На этот раз точно получится!» Когда я впервые произнес это, он хохотал целую вечность. А потом все время просил меня, даже после удачных дублей: «Мик, покажи Буллуинкла!» Таким мне нравится его вспоминать.

Выпустят ли «Ghosts» теперь на DVD?

Надеюсь. Это был очень дорогой в производстве фильм, а его так и не выпустили в США. И ведь Майкл заплатил за него из своего кармана. Я не знаю, кому теперь принадлежат права. Но думаю, людям фильм очень понравится. Он претерпел сильные изменения после того, как я ушел из проекта, но тем не менее стал значительным достижением. Я бы очень хотел видеть его в продаже. Единственная копия, которая у меня есть, — на VCD, купленном мною в Гонконге. Этот фильм заслуживает лучшего.

В статье использованы воспоминания Стивена Кинга, опубликованные в его колонке Entertainment Weekly, и интервью Мика Гарриса сайту Movieonline в переводе morinen.

2 мысли о “«Ghosts»: самое амбициозное видео Майкла Джексона

  • 19.11.2014 в 16:20
    Permalink

    Спасибо!
    Фильм точно заслуживает лучшего, и он настолько пронзительный и настолько о Майкле, что эти 39 минут могут рассказать о его мире больше, чем тысячи слов.
    Всегда очень здорово о Майкла высказываются те, кому посчастливилось работать и дружить с ним.

    Ответить
  • 11.08.2016 в 13:59
    Permalink

    Видела этот фильм в инете, он меня позорил, был без перевода, но я смотрела, не могла оторвать глаз…Майкл очень талантлив,глубокий артист, много сделал, всегда работал на износ, с ним чувствуется было приятно работать на площадке. Спасибо за материал.

    Ответить

Оставьте комментарий