Sony и Фонд наследия Джексона продлевают партнерство несмотря на иск о мошенничестве

Компания SONY Music и Фонд наследия Майкла Джексона сегодня объявили о продлении бизнес-партнерства, дающего права на выпуск музыки Джексона звукозаписывающему лейблу, с которым сам певец некогда воевал.

В совместном пресс-релизе сказано: «Начиная с 1 января 2018 года, компания Sony Music продлевает срок управления песенным каталогом Майкла согласно обновленному долгосрочному договору. Sony также получает возможность выступить партнером в дополнительных проектах Фонда наследия». Далее в пресс-релизе от 14 декабря 2017 года перечисляются проекты, которые были совместно реализованы компанией Sony и Фондом наследия в рамках предыдущего семилетнего договора, подписанного в марте 2010 года на рекордную сумму 250 млн. долларов США. Список включает два документальных фильма Спайка Ли, альбом Xscape 2014 года и выступление «виртуального Майкла Джексона» (который на самом деле был визуальной трехмерной проекцией записи двойника Джексона) на церемонии Billboard Music Awards.

Однако в самовосхвалительном пресс-релизе можно отметить одно вопиющее упущение – первый посмертный сборник неизданных песен Короля поп-музыки, альбом Michael, который через семь лет после релиза в США остается объектом обвинений в мошенничестве.


Альбом, который задумывался как триумфальный хитовый проект в конце 2010 года, обернулся катастрофой, когда семья Джексона, его сотрудники и поклонники заявили, что три песни в сборнике являются подделкой. И вот теперь Sony и Фонд наследия, много лет отметавшие обвинения, наконец-то признали, что песни в самом деле могли быть подделкой — их, возможно, действительно исполнял самозванец.

В суде Лос-Анджелеса уже несколько лет длится эпическая битва Давида и Голиафа: одна-единственная крайне целеустремленная поклонница Майкла Джексона сражается с сильнейшими игроками развлекательной индустрии. В этом деле, имеющим шанс стать одним из самых скандальных и позорных исков за всю историю музыкального бизнеса, на кону стоит прежде всего репутация участников. Тем не менее, большинство людей понятия не имеют об этом иске – СМИ практически полностью его проигнорировали.

Вера Серова, потребитель из Калифорнии, утверждает в своем групповом гражданском иске, что миллионы потребителей были обмануты в результате выпуска Фондом наследия Джексона и компанией Sony Music альбома Michael, где три песни – “Breaking News”, “Keep Your Head Up” и “Monster” – исполняются вокальным «дублером» Джексона.

Сейчас СМИ предали вопрос почти полному забвению, но на момент выпуска альбома скандал освещался активно. В декабре 2010 года один из ответчиков по делу Серовой, Эдди Касио, даже пришел на шоу Опры Уинфри, чтобы обсудить подлинность этих песен. Касио и его творческий партнер Джеймс Порте, также выступающий ответчиком по делу, спродюсировали эти песни и продали их компании Sony в начале того года. Когда Касио предложили прокомментировать обвинения в том, что голос в этих песнях принадлежит не Джексону, Касио просто ответил Уинфри: «Я могу с уверенностью сказать, что это голос Майкла». Ведущая телешоу не стала настаивать на том, чтобы Касио предоставил какие-либо доказательства, кроме своих слов. Эдди добавил, что Джексон записал эти три песни – а также девять других, оставшихся неизданными – в подвале дома семьи Касио в Нью-Джерси в 2007 году. В иске Серовой утверждается, что Джексон ничего подобного не делал.

Первой тревогу по поводу подделки вокала забила семья Джексонов. Вместе с тысячами поклонников певца Джексоны обратились к компании Sony с просьбой не выпускать треки Касио, но компания отмахнулась от подобных заявлений как от теории заговора и провокации (что, естественно, тут же подхватили СМИ). Компания даже выпустила краткое заявление, в котором подтверждала свою «абсолютную уверенность» в подлинности вокала.

Адвокат Фонда наследия Джексона Говард Вайцман отреагировал на скандал собственным заявлением. Он указал на шесть бывших звукоинженеров Джексона, которые якобы присутствовали на прослушивании песен, слышали отдельные вокальные треки без музыкального сопровождения и подтвердили, что голос «определенно» принадлежал Джексону. Однако несколько человек, присутствовавших на прослушивании, оспорили достоверность заявления Вайцмана. В заявлении также сообщалось, что два эксперта-музыковеда подтвердили подлинность вокала.

Даже душеприказчики Джексона, Джон Бранка и Джон Маклейн, не могли прийти к единому мнению по этому вопросу. Маклейн присоединился к семье Джексонов и их протестам против песен Касио. «Мой друг Джон Маклейн (один из администраторов Фонда наследия) и я долгое время требовали убрать некоторые треки из нового альбома Майкла, – заявил брат Джексона, Джеки. – К сожалению, наши подозрения не были восприняты всерьез». Невзирая на эти очевидные разногласия, масс-медиа, похоже, удовлетворились заявлениями компании Sony и Вайцмана, и с тех пор данный скандал практически не освещался в прессе.

Сегодня, семь лет спустя, компания Sony и Фонд наследия Джексона наконец-то вынуждены держать ответ за свои решения. На судебном заседании 7 декабря 2016 года адвокаты звукозаписывающей компании и Фонда наследия согласились с тем, что песни и в самом деле могут быть подделкой. Зиа Модаббер заявил, что компания Sony и Фонд наследия получили песни от продюсеров Порте и Касио и поверили продюсерам на слово. Как ни удивительно, Модаббер утверждал что, невзирая на возможную подделку вокала Джексона, Sony и Фонд наследия действовали законно, продавая песни как подлинные. По его словам, утверждения Sony и Фонда наследия о том, что песни спеты Джексоном, были сделаны в некоммерческих целях и потому защищены Первой поправкой Конституции США о свободе слова.

Судья Энн Джонс не сочла этот аргумент убедительным. «Проблема в том, что вы облапошиваете людей в соответствии с вашей же версией событий», – возразила она. Модаббер, тем не менее, настаивал, что Конституция позволяет компании Sony и Фонду наследия лгать потребителям: «Если мы облапошили людей, но сделали это путем некоммерческого высказывания, они проигрывают; таков закон».

Модаббер заявил суду, что продавец продукта виновен только если он «знает, что именно продает». «В данном случае было не так», – настаивал он, добавив, что соответчики Порте и Касио «не сообщили компании Sony и Фонду наследия о том, что вокал был записан не Майклом Джексоном».

Судья Джонс резюмировала аргумент Модаббера: «Полагаю, он пытается сказать следующее: “Нас надули так же, как и истцов… Мы не знали, что вы, ребята, записывали у себя в подвале что-то, что спел не Майкл. Вы сказали нам, что это Майкл. Мы поверили, что это он. И если тут кто и виноват в том, что делал ложные коммерческие заявления, то это не мы”».

Позиция, которую заняли в суде Sony и Фонд наследия, может показаться шокирующей, но этот шаг отнюдь не глупый. В течение семи лет, пока ответчики пытались замести скандал под ковер, улики в пользу фальсификации треков Касио продолжали накапливаться.

Ни Порте, ни Касио не предоставили убедительных доказательств участия Джексона в этих песнях – о них даже нет ни единого упоминания в бесконечных письменных заметках певца. Джексон был известен тем, что набрасывал идеи для песен и текстов на обрывках бумаги. После его смерти на стене его спальни был обнаружен написанный от руки список из порядка 30 песен, над которыми работал певец. В этом списке не было ни одного из упомянутых треков Касио.

Творческие партнеры Джексона, работавшие с ним много лет, отметили, что в вокале треков Касио отсутствуют элементы, характерные для Джексона, такие как щелканье пальцами и притопывание ногами. На требование предъявить альтернативные дубли вокальных партий Порте и Касио ответили, что все удалили. Также оспаривались вибрато и диалект певца – ни то, ни другое не соответствовало характеристикам подлинного вокала Джексона. В иске Серовой перечислены все эти несовпадения, подкрепленные 41-страничным отчетом криминалиста-аудиолога, доктора наук Джорджа Пепсана, который пришел к заключению, что песни исполнены не Джексоном.

Поклонники певца по всему миру так и не приняли эти песни. В прошлом месяце, на седьмую годовщину со дня выхода песни “Breaking News”, десятки фэнов разослали электронные письма Говарду Вайцману, Джону Бранке и главе Sony Music Робу Стрингеру, требуя удалить треки Касио из музыкального каталога Джексона. «Присутствие трех треков Касио в официальном каталоге Майкла Джексона – как постоянная соль на незаживающую рану», – написал один из поклонников певца. «Прошу вас, настало время сказать правду – отставьте корпоративное бездушие и относитесь к творчеству Майкла справедливо – так, как оно того заслуживает», – умоляла другая поклонница.

В сегодняшнем пресс-релизе, объявляющем о возобновлении контракта с лейблом, душеприказчики Джексона Бранка и Маклейн продолжают восхвалять Стрингера и Sony, утверждая, что Фонд наследия «не мог бы найти более творческих и инновационных партнеров». «Майкл остается источником вдохновения для новых поколений артистов, пришедших после него, и привлекает множество новых поклонников, понимающих всю важность его музыки и идей. Мы надеемся и далее сохранять и развивать его значительное музыкальное наследие в партнерстве с компанией Sony», — гласит цитата.

Тем временем, и компания, и Фонд наследия остаются глухи к письмам фэнов – невзирая на признание, что песни Касио могли оказаться подделкой, и сами песни, и альбом Michael все еще продаются в музыкальных магазинах по всему миру.

В отличие от Sony и Фонда наследия, Касио и Порте не желают признавать вокал в своих песнях фальшивым и продолжают отстаивать мнение, что песни исполнены Джексоном. Только в этом году брат Эдди, Фрэнк Касио, предпринял беспардонную попытку сорвать куш на продаже компакт-диска, выставленного на аукционе Gotta Have Rock & Roll как «копия последнего альбома, принадлежавшая лично Майклу Джексону». Записанный в домашних условиях диск с нацарапанным на нем словом Bible (почерком не Джексона) содержал те самые песни, являющиеся объектом иска о мошенничестве. Первоначальная цена лота составляла аж 50 000 долларов.

В описании диска было сказано: «Копия последнего альбома Майкла Джексона, принадлежавшая лично ему, состоит из 12 законченных треков, с законченным вокалом», и сообщалось, что музыка на диске по качеству соответствует «мастер-записи». Как сообщали СМИ, аукционный дом ожидал продать диск по цене до миллиона долларов.

Что интересно, названия и длительность треков, указанные в описании лота, полностью совпадали с версиями песен, спродюсированными звукоинженером Стюартом Броули почти через год после смерти Джексона. Эдди Касио и Джеймс Порте воспользовались услугами Броули, чтобы подготовить 12 песен к продаже компании Sony и Фонду наследия Джексона в 2010 году. Это наблюдение вызвало волну возмущения среди поклонников певца, резонно указавших на то, что, если музыка, записанная на диске, была закончена уже после смерти Джексона, то он никак не мог владеть этим диском лично.

О лоте написали несколько крупных информационных изданий, включая Rolling Stone и Billboard, но через несколько дней он был внезапно снят с аукциона. Менеджер аукциона объяснила мне: «Мы сняли лот с продажи по просьбе продавца, который передумал продавать его на открытом аукционе и предпочитает совершить частную сделку. Думаю, Фрэнк не ожидал такого пристального внимания СМИ к этому лоту и решил, что частная закрытая продажа – более уважительный шаг, так как это последний альбом Джексона. Мы уважаем желания Фрэнка». Менеджер аукциона добавила, что решение Касио снять диск с продажи мотивировано желанием «сохранить целостность наследия Майкла». Тем не менее, на том аукционе Касио продал десятки других вещей, включая нижнее белье, которое, по его словам, носил Джексон, и подарки, которые певцу дарили его дети.

Не говоря уже об «уважении» и «целостности», продажа альбома была бы просто нелегальна, учитывая иск о мошенничестве в отношении содержимого диска. Братья Касио обязаны сохранить этот диск; в случае его продажи суд мог счесть это уничтожением вещественных доказательств.

В течение последних семи лет я исследовал происхождение и подлинность треков Касио. Результаты моих исследований будут опубликованы в книге, которую я пишу об этой проблеме. Теперь, когда Sony и Фонд наследия признали, что песни действительно могут быть подделкой, битва в суде обещает стать очень интересной. Как человек, пристально следивший за этим иском с первого дня, я могу лишь надеяться, что его разрешение будет уважительным по отношению к наследию Джексона и наконец-то принесет удовлетворение и покой его семье и скорбящим поклонникам.

Источник: вебсайт Дэмиена Шилдса

Перевод: Юлия Сирош

4 мысли о “Sony и Фонд наследия Джексона продлевают партнерство несмотря на иск о мошенничестве

Оставьте комментарий