Дженнифер Баттен: «Он хотел сделать величайшее шоу на земле!»

5 марта 2010 года, спустя год после того, как Майкл Джексон объявил на пресс-конференции в Лондоне о предстоящих концертах This Is It, британский журналист Чарльз Томсон встретился с Дженнифер Баттен, бывшей в ведущей гитаристкой Майкла Джексона. Дженнифер рассказала о своих впечатлениях от работы в турах с Майклом.

4-jacksonДженнифер Баттен… Возможно, сначала это имя ничего вам не скажет, но вы точно узнаете ее, когда увидите. Пусть ее имя не является известным каждой семье, но тем не менее она – икона. В восьмидесятых и девяностых она играла на огромных стадионах по всему миру. Ее изображение висело в гостиных у нескольких миллиардов зрителей. Девушки со всего света хотели быть похожими на Дженнифер Баттен. Если вы когда-либо бывали на концерте Майкла, смотрели его по телевидению или ходили в кино на фильм «Moonwalker», вы узнаете Дженнифер Баттен. Это высокая, стройная, импозантная гитаристка Джексона, пожалуй, наиболее известная своей огромной гривой из ярких белых волос. «Это Майкл придумал сделать мою прическу снежно-белой и высокой, — рассказала однажды Баттен. — Зачастую все, что видно на фотографиях, это Майкла Джексона и мои волосы!»

Баттен была ведущей гитаристкой Джексона в течение десятилетия и аккомпанировала звезде во всех трех его рекордных мировых турах. В 29 лет она была вырвана Королем Поп-музыки из полной безызвестности. Уже в 12 лет Баттен объявила матери, что станет профессиональной гитаристкой, но прежде, чем она присоединилась к Джексону, ее опыт работы в турах был ограничен кратким периодом сотрудничества с двойником Элвиса. «Мы играли по всему Американскому Самоа, — смеется она. — У него был брат, который являлся миссионером на острове и организовывал концерты. Потом мы сделали другую программу в Колорадо, потому что у него и там тоже был брат. На этом все закончилось».

Восхищенная такими легендами блюза, как Би Би Кинг и Брауни Макги, Дженнифер Баттен начала играть на гитаре в возрасте восьми лет. Позднее она училась в Музыкальном Институте Лос-Анджелеса. «Я была единственной женщиной среди 60-ти парней, — рассказывает она. — Это не представляло для меня проблемы. Я могла практиковаться в дамской комнате, потому что там можно было получить хорошее звучание, и я знала, что меня не потревожат».

Прослушивание для Bad-тура

После концертов с двойником Элвиса она несколько лет жила в Сан-Диего, играя в кавер-группах. Но вскоре это наскучило ей — она решила повысить планку и отправилась в Лос-Анджелес на поиски успеха на тамошней музыкальной сцене. Спустя некоторое время она стала преподавать в своей бывшей школе, Музыкальном Институте, и именно там в один прекрасный день в 1987 году представители Майкла Джексона объявили о начале прослушивания музыкантов для участия в туре.

«Они должны были прослушать около сотни человек, так что обстановка была напряженной, — вспоминает Баттен. — Когда я приехала, там была установлена только видеокамера, группы не было. Единственным указанием, которое я получила, было сыграть какой-нибудь фанковый ритм. Я это сделала, а в конце выдала соло из «Beat It», так как играла его на протяжении нескольких лет работы в кавер-группах. Я думаю, что в конечном итоге это и обеспечило мне участие в туре».

Дженнифер говорит, что отбор в Bad-тур Джексона в 1987 году перевернул ее жизнь. «Это было похоже на оплачиваемый отпуск. До этого я преподавала и давала концерты по семь вечеров в неделю и вдруг оказываюсь занятой в крупнейшем мировом туре, зарабатывая в десять раз больше и работая по два-три дня в неделю!»

Репетиции Bad-тура

Репетиции Bad TourРепетиции начались почти сразу же и были изматывающими: по семь дней в неделю в течение двух месяцев. В первый месяц группа, певцы и танцоры репетировали отдельно. Во второй месяц они собрались в продакшн-студии, где каждый элемент шоу отрабатывался всеми вместе. Именно здесь Баттен впервые встретилась с Майклом Джексоном.

«Мы слышали, что если ему нравится музыка, он начинает танцевать, и он начал сразу же, как вошел в дверь. Мы прекратили играть, и люди, которые до этого не встречались с ним, были ему представлены. Мне запомнился его менеджер Фрэнк Дилео, с хвостиком и сигарой во рту. Видеть их вдвоем было несколько причудливо. Я только помню, что Майкл вблизи выглядел потрясающе. Он был очень красивым.

Он во всем участвовал и был редким тружеником. К окончанию репетиций мы прогоняли шоу минимум один раз в день, иногда дважды. Я бы сказала, что это главное, чему я научилась у него: важности длительных и интенсивных репетиций. Зато когда пора было выходить на сцену, все были уже расслаблены».

Bad-тур

Dirty Diana liveБаттен рассказывает, что открывающий концерт в Токио был «очень, очень волнующим». «Я никогда не играла для стольких людей прежде. А на живых концертах Майкл поднял планку еще выше. То есть он и так выкладывался практически полностью на последних репетициях, но зал, сходящий с ума при виде его, придал ему дополнительного драйва. На сцене чувствуешь особенный раж — все стараются изо всех сил и выкладываются на 110 %».

Но вскоре Баттен увидела и более мрачную сторону работы с Майклом Джексоном. «Кто-то подошел ко мне с предложением заработать много денег, дав интервью для таблоида «National Enquirer», — рассказывает она. — Я была неприятно шокирована. Мне это показалось просто диким. Я только что получила такой уникальный шанс — зачем мне ставить его под угрозу подобным образом? Это был бы очень нехороший поступок».

Изоляция Майкла Джексона

Со временем Баттен стала сочувствовать Джексону, который, по ее словам, был жертвой собственной знаменитости. «Если он хотел куда-нибудь выйти, он должен был предупредить службу охраны, спланировать это заранее. Если он хотел пойти в магазин, персонал надо было предупредить, и они закрывали магазин специально для него. Он, по сути дела, был узником номера отеля».

Bad-Tour-Backstage-michael-jackson-7603683-1491-1008Джексон компенсировал это, устраивая для себя и своего окружения специальные экскурсии. Иногда по его просьбе тематические парки закрывали для посетителей — чтобы он и его команда могли отдохнуть там, не привлекая внимания. «Впервые он сделал так в Диснейленде Токио. Это было просто невероятно. Мы катались на американских горках, после чего нас спрашивали: «Хотите прокатиться снова?» Нас очень, очень баловали».

После Bad-тура

Bad-тур закончился в январе 1989 года, и группа была расформирована. Позже, во время интервью для промоушена своей музыки бэк-вокалистка тура Шерил Кроу сделала несколько пренебрежительных замечаний в адрес Джексона. Она рассказывала, будто Майкл был высокомерен и даже не старался запомнить имена окружавших его людей.

Шерил Кроу и Майкл на сцене
Шерил Кроу и Майкл
на сцене

Баттен опровергает это: «Я думаю, певцы вообще обычно чокнутые и ультрачувствительные. Однажды вечером Майкл назвал Шерил именем «Дженнифер», — смеется она. — И я знаю, что это ей не понравилось. Но по большому счету, что такого? Ты получила главный шанс в жизни, и нельзя сказать, что Майкл не знал, кто поет с ним на сцене. Мы же работали с ним в течение целых полутора лет!»

Когда закончился Bad-тур, Джексон вернулся в студию и начал работу над альбомом Dangerous. Баттен использовала это время, чтобы извлечь максимум из известности, которую принес ей Джексон. Она приступила к работе над своим дебютным альбомом. Диск Above, Below and Beyond, спродюсированный Майклом Сембелло, учеником Стиви Уандера, был выпущен в 1992 году.

Dangerous-тур

В том же году Джексон пригласил Баттен в тур Dangerous, давший ей идеальную платформу для продвижения ее сольных работ. Несмотря на широкие дебаты о внешности и благосостоянии Джексона в то время, по словам Баттен, он оставался «все тем же Майклом» — разве что немного более уставшим.

«Я отметила, что он стал более занят. Помню, однажды он пришел на репетицию и извинился за то, что не появлялся несколько дней. «Я был просто завален встречами, — объяснил он и повторил очень эмоционально: — Встреча за встречей, встреча за встречей». Напряженный график Джексона вынудил его ограничить время на репетиции. В результате многое в сет-листе было просто перенесено из программы Bad-тура. «Мы были немного разочарованы, — признается Баттен. — Всем хотелось играть новые вещи».

dangerous_tour

Один из немногих новых треков, «Remember The Time», был исключен из шоу из-за неполадок с костюмами. «Костюмы были в Египетском стиле, и танцоры носили что-то типа юбок. На первой же репетиции юбка одного из танцоров отвалилась, — смеется Баттен. — Это несколько обеспокоило Майкла».

Накладки с гардеробом случались не только на репетициях. Каждый вечер на концертах Баттен должна была появляться в огромном оптико-волоконном парике на голове. «В конце «Beat It» все выбегали на сцену, — вспоминает она. — И каждый раз, когда я бежала на полной скорости, кто-нибудь обязательно наступал на оптико-волоконный кабель, чем едва не отрывал мне голову. Это было достаточно неприятно».

В конце каждого шоу Джексон улетал со сцены в специальном реактивном снаряжении, прямо над головами зрителей. «Он хотел сделать крупнейшее шоу на Земле, — говорит Баттен. — Он хотел, чтобы для людей это была сказка, как Рождество. Его воображение было подобно творческому урагану. У него рождались самые смелые мечты, и он нанимал людей для их воплощения. Участвовать в этом было просто удивительно!»

Выступление на Супер Боул

MJ-Superboll-1993В январе 1993 года Баттен аккомпанировала Джексону во время его легендарного выступления на футбольном матче Супер Боул, которое посмотрели 1,5 миллиарда зрителей. «Я вам скажу, это был единственный раз, когда я видела, как Майкл нервничал. Все происходило в реальном времени, и у нас было всего несколько минут в течение рекламной паузы, чтобы развернуть на поле сцену. Там есть момент, когда я в углу сцены с Майклом и снизу валит так много дыма, что на секунду мы оба пропадаем из виду. Но в этом и есть прелесть живых выступлений: никогда не знаешь, что может случиться в следующий момент. Это выступление — одно из моих любимых, потому что оно было единственное в своем роде и никогда не повторится».

Обвинения против Майкла

После выступления на Супер Боул был долгий перерыв, прежде чем началась вторая часть тура Dangerous. Баттен заскучала и занялась собственными проектами. А во время второй половины тура Джексону были предъявлены обвинения в растлении ребенка.

«Я поняла, что это было вымогательство, — и сейчас так считаю, — уверенно заявляет Баттен. — Все переживали за Майкла. Думаю, всем нам больно оттого, что с ним так жестоко и нечестно поступили. Большинство артистов — люди чувствительные, а учитывая его десятикратный талант, он был чувствителен особенно. И ему пришлось справляться со всей грязью, которую в него швыряли… Это слышно в словах его песен. Очень жаль, потому что можно только гадать, какую музыку он написал бы, если бы люди не атаковали его так».

СМИ, по словам Баттен, ответственны за искаженное освещение обвинений 1993 г. «Если честно, я думаю, что было просто «не круто» в кругах прессы принимать сторону Майкла. Для этого нужно было иметь храбрость, и это грустно. Действительно печально. Даже во время суда в 2005… Я знаю людей, которые были там, в суде, а потом смотрели вечерние новости и в них была полная ложь».

Тур HIStory

SWITZERLAND MICHAEL JACKSON CONCERTВопрос обвинений был мирно разрешен в январе 1994 г., и Джексон начал работать над альбомом HIStory. В 1996 г. Баттен была вновь приглашена для участия в туре — по ее словам, «в последнюю минуту». «Меня наняли за неделю до начала репетиций — мне пришлось собираться в кратчайшие сроки. Это было просто безумие. Я была вынуждена отменить кое-какие проекты».

Новый тур принес Баттен новые проблемы со сценическим костюмом: она описывает свое черное латексное облачение как «просто чудовищное». «Эта маска, которую я должна была надевать, была просто отвратительной. Кто-то показал Майклу альбом с иллюстрациями в духе садо-мазо, которые выглядели действительно великолепно. И его задумка заключалась в этом, но когда ее воплотили в жизнь, результат выглядел вовсе не так замечательно, — смеется она. — Я вынуждена была напоминать себе, что это театральное шоу. Что это не просто музыка».

michael-jackson-history-tour-copenhagen-1997-2-dvd-set-c1b17И действительно, тур вызвал критику со стороны некоторых фэнов, которые считали, что в нем было больше театра, чем музыки, а большинство номеров исполнялись под фонограмму. Поклонники давали этому разные объяснения, от ангины до ларингита. Баттен отказывается комментировать пение под фонограмму, однако говорит, что никогда не слышала о проблемах с горлом у Джексона. «На самом деле, — добавляет она, — каждый вечер перед концертом он распевался со своим преподавателем по вокалу. Его упражнения можно было слышать из гримерки».

Баттен говорит, что сначала была обеспокоена решением Джексона заканчивать каждое шоу в окружении детей. «В конце каждого шоу он исчезал со сцены на подъемнике вместе с мальчиком и девочкой. Сначала я думала: «Не стоило бы ему этого делать после обвинений». Но потом решила: «Знаете что? Он не сделал ничего плохого, так какого черта он должен менять свою жизнь?» Я думаю, это был своего рода ответ тем, кто критиковал его».

Тур History был закончен летом 1997-го и стал последним в сотрудничестве Баттен и Джексона. Однако Баттен говорит, что не огорчилась, когда Майкл не пригласил ее снова. «Я просто вышла из игры и сосредоточилась на собственной карьере. Если он позовет – замечательно, если нет, тоже отлично. В любом случае, это был бесценный опыт».

Смерть Майкла

Баттен рассказывает, что была за рулем 25 июня 2009 г., когда ей позвонил знакомый и сказал, что Джексон умер. «Я не поверила, когда он сказал мне это, потому что я слышала много чепухи о Майкле за долгие годы, ложные слухи по разным поводам. Я подумала: «Ну да, конечно…» Когда я приехала домой, то поняла, что это правда. Я испытала смешанные чувства. С одной стороны, мне стало грустно, но с другой стороны, я подумала, что там ему будет лучше после всех страданий, через которые он прошел. Я просто не представляла, как с этим можно было жить».

Несколько недель после смерти Джексона Баттен не могла смотреть репортажи о нем, зная, как много там было фальши. «Они сохраняли уважительный тон два-три часа после того, как это произошло, а затем опять начался пир таблоидов, — сетует Баттен. — Я просто не могла на это смотреть. По всем программам показывали специальные выпуски о нем: я переключала каналы один за другим — сплошное дерьмо. Наверное, это прибыльно, выкапывать все гадости и раздувать скандалы, но это выглядит жалко, и я просто не могла это видеть. Сейчас все делается ради денег, а не ради правды. Люди могут быть очень расчетливы».

Фильм «This Is It»

Michael-Jackson-2002-2009-image-michael-jackson-2002-2009-36112364-1366-768Баттен говорит, что, в отличие от некоторых друзей Джексона, она смогла посмотреть фильм «This Is It», хотя он и вызвал у нее смешанные чувства. «Я давно ничего не видела о нем и пошла, чтобы просто полюбоваться его талантом. Даже если он не выкладывался полностью, от того, как он спел «Human Nature», у меня мурашки побежали. Как он двигался… Ни один танцор в мире больше так не мог. Так что я получила удовольствие».

Однако благодаря близкой дружбе со стилистом и гримером Карен Фэй, которая работала с Джексоном во время репетиций тура This Is It, Баттен смогла увидеть другую сторону монеты. После смерти Джексона Фэй писала на своей странице в Фейсбуке, что певец был слаб, постоянно мерз и стремительно терял в весе. «Она была ближе к Майклу, чем кто-либо, — говорит Баттен, — и она предупреждала людей вокруг, что ему плохо, но ее все игнорировали. Вы не увидели этого на экране, потому что они взяли только лучшие моменты из репетиций и сделали из них фильм. Вы не увидели, как он еле поднимался на сцену, потому что у него не было сил и он не ел ничего в течение двух дней. Этого вам не покажут. Во время одной песни он появляется в четырех разных костюмах. Это говорит мне о том, что он не мог исполнить песню от начала до конца».

Баттен сегодня

Сейчас Баттен занимается своей собственной карьерой. Помимо написания музыки («я увлеклась акустикой, чем не занималась с 14 лет…»), она провела большую часть 2010 г. в мировом туре, представляя свое сольное шоу. В прошлом месяце она выступала в Великобритании, а сейчас собирается ехать в Японию.

JenniferB-3«Я ставлю свое мультимедийное шоу уже несколько лет — в нем все мои треки сопровождаются показом фильмов, — говорит Баттен. — Я задумалась о том, чего мне будет стоить собрать свою группу и сделать шоу, и решила, что должен быть способ это осуществить. Так у меня появилась идея фильмов. Если кто-то хочет просто следить за моими пальцами, — здорово, но за 90 минут это может наскучить.

В подготовке фильмов участвовали всего четыре человека. Один из них показал мне, как сделать фильм самой, и большую часть оставшихся фильмов сделала я. Меня это по-настоящему увлекло».

Когда Баттен не занята в туре за границей, она путешествует по стране. «Я купила дом на колесах, и теперь могу разъезжать по Америке со своим шоу, — говорит она. — Я уже накатала 40 000 миль. Очень здорово путешествовать по разным уголкам своей страны. Теперь я сама себе хозяйка и не жду звонка ни от кого. Все в моих руках!»

Перевод: Mars, аnka3000, morinen
Статья написана для сайта sawfnews.com, а также размещена в авторском блоге Чарльза Томсона

***

На сайте Дженнифер Баттен сегодня есть посвященная Майклу страничка, где собраны материалы о нем. Дженнифер пишет:

«Работа с Майклом Джексоном на протяжении десяти лет дала мне уникальную возможность увидеть его жизнь изнутри. Я навсегда сохраню глубокое уважение и восхищение перед его новаторскими талантами и самоотверженной преданностью человечеству и планете. Он был и всегда будет любим миллионами, но он также был невежественно и несправедливо судим, осмеян и жестоко атакован людьми с корыстными намерениями».

В заключение она приводит цитату Альберта Эйнштейна: «Великие личности всегда встречали яростное неприятие со стороны средних умов».