Майкл Джексон, раненый вестник

Майкл Джексон никогда не был обойден вниманием прессы. После его внезапного ухода из жизни в СМИ появилось особенно много размышлений о нем и попыток дать оценку его судьбе. К сожалению, большинство из них не отличалось проницательностью и не шло дальше распространенных клише, и статьи, которые заслуживали бы цитирования, можно буквально пересчитать по пальцам. Одна из них была написана журналистом Мэттом Семино.

Когда она наконец сняла маску, ее слезное прощание вдруг очеловечило Майкла в глазах миллионов не только любящих поклонников, но и скептически настроенных недоброжелателей по всему миру. Речь Пэрис Джексон стала трогательным завершением мемориальной службы в честь ее знаменитого отца. В то же время ее слова напомнили нам о противоречивом наследии, которое величайший артист всех времен оставил за собой после внезапной трагичной и загадочной смерти. Уход Майкла Джексона не дал ответов, а лишь породил новые вопросы о необычной жизни, которую мировой кумир вел за кулисами своей персональной сцены.

Многочисленные догадки об истинной причине смерти исполнителя варьировались от теории о случайной передозировке лекарств до скандальных заявлений некоторых членов семьи о заговоре и убийстве. В последние годы жизни Джексон попал в водоворот лекарственной зависимости, взлелеянной обширной сетью приближенных, старавшихся угодить звезде, и недобросовестными работниками медицинского истеблишмента. Не только на протяжении жизни, но даже в смерти Майкла Джексона окружают сложные юридические и этические дилеммы. Опекунство над его тремя детьми и биологическое отцовство этих детей, распоряжение его совокупным имуществом, похоронные мероприятия и выбор места упокоения останков, использование муниципальных средств Лос-Анджелеса для проведения мемориальной службы в Staples Center – все эти и множество других вопросов сгустились в мрачную тучу в недели, последовавшие за 25-м июня.

После смерти Майкла Джексона ящик Пандоры, который представляла собой его скрытная, но находившаяся под пристальным наблюдением жизнь, раскрылся перед жадной до сочных деталей публикой и СМИ. Ежедневные заголовки прессы были похожи на медицинские карты. «Фото с аутопсии Майкла Джексона», «У Майкла Джексона загорелись волосы», «Раны и следы от игл на ноге Майкла Джексона» и «Майкл Джексон был бесплоден» – вот лишь некоторые из них. Наверное, только писатель с богатым воображением смог бы придумать историю, равную этой по драматическому накалу и количеству омерзительных подробностей. При всей ценности желтой прессы для развлечения публики, таблоиды сильно навредили памяти Майкла Джексона, затмив вдумчивый анализ его культурных достижений рассматриванием трупа и обстоятельств смерти.

Благодаря активной работе, многочисленным инициативам в области публичной пропаганды и миллионным пожертвованиям на благотворительные цели, Майкл Джексон привлек инвестиции и внимание мировой общественности к решению ряда сложных и вечных проблем, стоящих перед человечеством. СПИД, рак, голод, беспризорность, насилие, расизм, тоталитаризм, ухудшение экологии, жестокое обращение с детьми и животными, ограничение свободы слова и другие посягательства на основные гражданские свободы – всеми этими актуальными вопросами Джексон занимался, используя имевшиеся у него возможности. У Майкла Джексона было редкостное, совершенно не характерное для других артистов такого масштаба интуитивное понимание проблем, преследующих нашу экосистему.

Многие настолько ослеплены эффектностью Джексона и непрекращающимися слухами вокруг его жизни и смерти, что просто не замечают всеобъемлющие социальные и политические темы, затронутые в его музыке, видео и публичных интервью. Ведь в его лирике присутствует чрезвычайный эмоциональный накал и неприкрытые чувства, а видеоряд некоторых песен, таких как “They Don’t Care About Us”, “Heal the World” и “Earth Song”, откровенен и полон душевной боли. Внимательно проанализировав работы Майкла Джексона, в них видишь горячее желание улучшить жизни малоимущих и угнетенных во всем мире. Страсть и воодушевление, с которым Джексон зарывает руки в почву и хватается за стволы деревьев в клипе к “Earth Song”, и текст этой песни об окружающей среде и животных являют нам настоящего лидера человечества, глубоко обеспокоенного проблемами, с которыми он сталкивается.

Лишь незадолго до и после смерти Джексона в мире произошли события, подтверждающие наличие проблем, на которые он пытался открыть глаза обществу. В Иране в результате подавления гражданских демонстраций погибла девушка Неда Ага-Солтан, пав жертвой тоталитарного государства. В Вашингтоне белый сторонник теории расового превосходства попытался совершить преступление в американском Музее Памяти Холокоста и в порыве ненависти убил чернокожего охранника. В Северной Корее американские журналистки Лора Линг и Юна Ли были несправедливо приговорены к двенадцати годам тяжелых исправительных работ, став козырями в международной игре беспощадного диктатора. Майкл Джексон открыто высказывался против подобных форм расизма и репрессий и пытался вдохновить нас на прекращение насилия и дискриминации. Как мы можем упускать этот посыл теперь, когда так важно принять его к действию? Мало того, что мы все еще игнорируем призывы Майкла Джексона, — мы до сих пор продолжаем порочить его репутацию.

Сфокусировавшись на физиологических подробностях смерти Джексона, мы совершенно упустили его социальную значимость для нашей современной культуры. Майкл Джексон превратился в символ, обладающий огромным потенциалом и способный положить начало периоду серьезной общественной рефлексии. Какие успехи были достигнуты в решении поднятых им глобальных вопросов о нарушении прав человека и гражданина? Что еще нужно сделать в этих сферах, чтобы успешно продвинуться вперед? Вот ключевые проблемы, которые должны быть рассмотрены в контексте смерти Майкла Джексона.

Кто-то, возможно, спросит, почему столь неоднозначная фигура — человек, бывший мишенью критики и общественного остракизма — должна иметь такой вес при формировании общественного дискурса по насущным вопросам сегодняшнего дня? Иногда для того, чтобы заставить людей размышлять над своими принципами и ценностями, нужен лишь один человек, заметно выделяющийся на фоне остальной части общества. И это не обязательно должен быть политический или духовный лидер. Джексона высмеивали и перед ним преклонялись. Его поливали грязью и превозносили. Во многих отношениях его история представляет собой череду самых головокружительных высот и сокрушительных падений, какие только жизнь может преподнести человеку. Потрясающий талант, успех, богатство и общественное обожание с одной стороны, и чрезвычайное одиночество, страх, зависимость и погубленная репутация с другой. И несмотря на это, Майкл Джексон был больше, чем просто артист. Его достижения в области эстрады без сомнения огромны, однако именно его широкое культурное влияние позволило ему преодолеть экономические, социальные, политические, расовые, религиозные и возрастные барьеры. Джексон вырос из просто волшебного исполнителя в гуманиста исторической важности. Он был современным глашатаем дня, сказочником-прорицателем, сумевшим поднять уровень гражданского сознания выше национальных границ. Именно такого уровня вкладов общественный договор требует от тех, кто благословлен природным талантом, властью и богатством. И разве не должны мы принимать и поддерживать людей, предназначенных судьбой для этой жизненной миссии, вместо того чтобы втаптывать их в грязь? Со временем анализ значения личности и трудов Джексона будет проведен, и культурное влияние его персоны будет признано. Как произведения классической греческой литературы, изображающие вечные темы человеческой борьбы и страданий, идеи и творчество Майкла Джексона со временем займут достойное место в современном культурном пантеоне. Но зачем же было стрелять в провозвестника?

Скандальный документальный фильм Мартина Башира, “Living with Michael Jackson”, выпущенный в 2003 году, — лишь один из многих примеров того, как несправедливо изображали Джексона СМИ. Эта передача стала для звезды настоящим PR-кошмаром. Видео-интервью и комментарии Башира были искусно отредактированы, дабы изобразить Джексона страдающим манией величия растлителем малолетних. Фильм сделал излишне негативный акцент на жестокостях, которые Джексон в детстве перенес от отца, на слухах о радикальном изменении внешности певца, на его близкой дружбе с молодыми мальчиками, природе прошлых романтичных отношений, вопросах происхождения его детей и других деликатных темах. Башир отредактировал запись удобным ему образом, вырезав все компенсирующие негатив фрагменты. Этот документальный фильм и передача с опровержением, выпущенная Джексоном вскоре после, впервые позволили публике заглянуть во внутренний мир исполнителя. Во многих отношениях Майкл Джексон был одиноком человеком, которому комфортнее всего было жить в изоляции, за воротами ранчо Неверленд, в окружении животных, детей, аттракционов и богатых вещей. Из-за бремени своей известности и постоянного внимания папарацци, слетавшихся, как паразиты, на любое его появление на людях, в последние годы Джексон стал практически полным затворником и перестал появляться в свете. После просмотра этих интервью становится ясно, что Майкл Джексон – одна из самых непонятых личностей в современной поп-культуре.

Агрессия СМИ против него подстегивается еще и тем, что он, как символическая фигура, вынуждает нас посмотреть на себя в зеркало, взглянуть в лицо непростым, а порой и вовсе неразрешимым личным и общественным проблемам – проблемам, которые мы не хотим признавать. Да как он смеет?! Джексон проливает свет на достижения и неудачи цивилизации в их самых откровенных формах. Ведь относиться с презрением к изменениям его внешности означало признать излишества культуры, одержимой красотой и позволяющей с помощью денег менять самые основы наших ДНК. Разглядывая и комментируя его маску, разве не признавали мы наличие своих собственных масок, за которыми иногда скрываемся в прямом и переносном смысле? Как ни странно, за физические изменения «чудаком» и «фриком» Джексона заклеймила та же самая культура СМИ, которая продвигает идею физического совершенствования любыми доступными средствами. Как сказал сам певец во время интервью с Баширом: “Пластическую хирургию изобрели не для Майкла Джексона!”

За обвинения в совращении малолетних, выдвинутые против Джексона сначала в 1993, а затем еще раз в 2005 году, общественность и СМИ буквально поджарили его на вертеле. В то же время сами обвинения были, по-видимому, лишь необоснованными попытками вымогательства, вызванными мелочной жадностью и ревностью обвинителей. Несмотря на мирное разрешение вопроса в 1993 году и оправдательный приговор в 2005-м, коммерческому успеху и репутации Майкла Джексона в глазах общества был нанесен тяжелейший ущерб. Выдвинутые против него обвинения по сути являлись классической охотой на ведьм, но в осовремененной форме. К сожалению, в его случае охота не была ограничена Салемом, а благодаря поддержке современных технологий СМИ разыгралась на мировом уровне. Обвинения, вероятно, были спровоцированы чувством ревности, возникшим у родителей предполагаемых жертв из-за того, что их дети были очарованы Джексоном. Наверное, родители думали, что не смогут соперничать с любовью и материальными благами, которые Майкл Джексон давал их детям, и это заставило их в отчаянии наброситься на него. Ревность в совокупности с жадностью легко воспламеняема. Изображение Майкла Джексона в СМИ как одержимого пластическими операциями эксцентрика сделало его легкой целью и не вызывающей симпатий жертвой. Людям просто не верилось, что человек, выглядящий и ведущий себя подобным образом, может быть в душе добрым, чувствительным, сострадающим и любящим. «Каковы его мотивы? Что с ним не так?» Что-то должно было быть не в порядке. Но давайте допустим на секунду, что Майкл Джексон просто хотел дать надежду тем, кому в этой жизни повезло меньше. Было ли все это тогда лишь бесчувственным уничтожением человека ради потакания нашим слабостям и страхам перед тем, чего мы не знаем и не понимаем?

Размышляя над жизнью, а теперь и смертью Майкла Джексона, трудно не чувствовать печали и не рассматривать его образ в трагическом свете. При всей власти, богатстве и известности его постигла судьба птицы, сбитой камнями в полете. Угнетаемый обществом, Джексон продолжал замыкаться в себе, укрываясь от того, что этот мир, об исцелении которого он так заботился, в него швырял. Художник и гуманист, он был обременен миссией, которую, как полагал сам, не смог выполнить. Болеутоляющие приносили забытье, заглушая сознание того, что попытки помочь людям и изменить мир терпят крах, а бремя известности и язвительной критики оказывается непосильным для одного человека. Майкл Джексон стал современным Сизифом, осужденным вечно катить камень в гору и видеть, как он скатывается обратно вниз. К сожалению, наш Сизиф потерпел крах под натиском этой борьбы.

Майкл Джексон был вознесен богами СМИ до уровня поп-божества, легендарной фигуры только затем, чтобы они же, создавшие его успех, смогли закидать его камнями и распять. Безусловно, у него были странности, выходившие за пределы нормы и социально приемлемого поведения. Но значит ли это, что он совершал нечто незаконное или неправильное? Многие действия Майкла Джексона были нетрадиционны, но разве масштаб его известности и глобальный статус не превосходили все, чему когда-либо была свидетелем современная культура? Его величие и его оригинальность были связаны неразрывно и стимулировали друг друга.

Бесспорно, небывалая известность и богатство позволили Майклу Джексону удалиться из мейнстрима и обозревать мир с выгодной обособленной позиции. Но иногда нужна именно такая привилегированная и в то же время изолированная позиция, чтобы сделать беспристрастные выводы и в итоге создать средствами искусства наиболее эффектный социальный комментарий. На протяжении истории человечества многие художники были высмеяны и презираемы обществом во время своего расцвета, а затем посмертно помещены в сонм Великих. Без сомнения, Майкл Джексон в свое время получит заслуженное признание критики и как художник, и, что наиболее важно, как гуманист.

Мэтт Семино
Перевод: morinen
Статья опубликована на сайте elitestv.com 18 июля 2009

Одна мысль о “Майкл Джексон, раненый вестник

  • 16.02.2015 в 14:06
    Permalink

    Вот именно. Для меня он — лидер человечества и пример для подражания. ППКС

    Ответить

Оставьте комментарий