“Xscape Origins”: A New Book Highlights the True Legacy of Michael Jackson

With the wave of posthumous interest in Michael Jackson subsiding, books about his life and legacy are becoming sparse – but also, on average, more carefully put together. New book “Xscape Origins” by Damien Shields deservs to be reviewed as it is dedicated to the subject that has long been almost elite in the realm of MJ-related press – Michael’s music.

In the Michael Jackson world, year 2014 was marked by the release of a collection, named Xscape, of eight previously unreleased Michael Jackson songs remixed by modern producers. The release was heavily promoted in the media and enjoyed commercial success.

Yet, the emphasis of the release as well as its promo campaign was noticeably shifted from Michael Jackson’s artistic work towards freshly made remixes of the songs. A documentary with producers speaking about how they reinvented the music of the deceased artist, a music video with strangers dancing to a duet that never happened, and a hologram of a Michael Jackson impersonator performing a re-written version of his song – all of it, ironically, had little to do with Michael and his genuine art.

For people like me, the admirers of Michael’s artistry and music (or, as we are called today, “purists”), the original versions of the songs were released on the Deluxe edition of the CD. Those eight compositions, eight hidden gems, were my cherished take-away from the Xscape project.

Xscape Origins Book by Damien Shields
“Xscape Origins” explores the history of 8 songs from Xscape
Today, almost a year after the release of the collection, I’m holding in my hands a book that shines the light on those gems and gives them proper attention. “Xscape Origins: The Songs and Stories Michael Jackson Left Behind” – a new book by Damien Shields – explores the history of the eight original tracks released on the Xscape collection.

The book spoke to me right from the preface where the author explains how this project was conceived. According to Damien Shields, it was born out of the desire to give credit to Michael’s original work that received a seemingly second-rate treatment on his own album. I could relate to that feeling. For me, it is quite obvious that the value of the unreleased material Michael left behind is not in its completeness, and neither is it in how contemporary it sounds today. Its value is in its ability to provide a glimpse into his creative mind at a certain era. The sounds and musical parts he chose for his arrangements, the “feel” that he was aiming for in his songs are revealing of his inner world. It is known that Michael was extremely meticulous when it came to his music and sometimes spent years on improving arrangements to bring them to the state of completion. To witness that creative process in his unfinished material is a way to “converse” with the artist, to enjoy his brilliance. That is why, in my opinion, the original work must always come first, regardless of how modern and good-sounding the remixes of it might seem at a particular moment in time. True to this principle, “Xscape Origins” puts Michael Jackson’s original art back in the spotlight.

The book consists of eight chapters – one for each song of the collection. Two of the chapters – “She Was Loving Me” and “A Place With No Name” – are based on the articles previously published in Damien Shield’s blog; although in the book, Damien expands them with additional quotes and personal accounts. The other chapters are completely new. The book traces the history of each song back to its creation and talks about its evolution through the years. But perhaps most importantly, it immerses the reader in the environment in which the music evolved.

The Xscape collection, not adhering to any particular concept, contains songs that range from 1980 to the Invincible era, from demos recorded and soon put away to songs that Michael worked on extensively and considered for release. Some songs, therefore, have longer and more substantial history than others. Yet, Damien places even less significant songs in the context of time and gives each composition a rich background by describing what other material Michael worked on during the same period, who he collaborated with and what kind of ideas he was exploring musically.

In order to capture the power and passion in the words of Michael’s creative partners exclusively interviewed for the book, Damien chooses a wise approach – instead of retelling the story, he gives the floor to the witnesses as much as possible and allows them to speak.

Besides sharing the story of each song, through the words of Michael’s collaborators, the book paints a vivid picture of Michael’s artistic side and his modus operandi in a recording studio.

Nearly every person quoted in the book mentions how much they were affected by the experience of working with Michael Jackson. Many of them were accomplished artists and producers in their own right, and yet they speak of him almost with reverence and treat the opportunity they were given as the greatest blessing of their lives. The excitement in their words when they describe the recording sessions is contagious. Some of the recollections (“His tone is insane, dude. Insane!”)  give you goosebumps.

Michael Jackson and Matt Forger
The book features a foreword by MJ’s long-time engineer Matt Forger
Even people who worked alongside Michael for many years, like Matt Forger, look back on that period with some incredulity, as if they can’t fully believe that happened. “The intensity [of Michael’s vocal] would sometimes be overwhelming…” Forger is quoted to say. “Sometimes I look back and say, ‘Gee, I was taking this for granted. Being in that moment.’ It was just surreal.”

You also get a sense of how demanding Michael was with producers and musicians and how high a bar he set for them – and himself. There is a common belief that Michael had a hard time saying “no” to people – but not when it came to his music. As this book demonstrates yet again, when it came to sound and melody, Michael Jackson was very particular and never settled for second best. Chapter “Xscape,” my favorite in the book, offers a precious glimpse into the chemistry between Michael, Cory Rooney and Rodney Jerkins when the latter just joined the Invincible project. The chapter tells the story of how Michael initially expressed doubt in Rodney’s abilities and Rodney set out to prove himself – with such fervor that he locked himself in the studio for weeks and worked with his team in three shifts around the clock to deliver music Michael would accept. Such was the desire of Michael’s producers to attain to the level of his quality standard.

Chapter “Do You Know Where Your Children Are” is another one that stood out to me because it touches on social themes in Michael’s work.  In MJ’s official discography, these themes became prominent with the Dangerous album (Bad, of course, had “Man In The Mirror,” but that song wasn’t written by Michael). Yet, as Damien argues in “Xscape Origins,” Michael really started focusing on these subjects back in the Bad era, with songs like “Do You Know Where Your Children Are,” “Abortion Papers” and a few others that ultimately didn’t make the cut. In that period, when he was thought of by many as being “out of touch with reality” and living in a fantasy land, Michael was actually very much attuned to social problems. By the time when biographer J. Randy Taraborrelli took the liberty to mock Michael’s famous “Bad” video, saying that his concept of street life was “distorted” and “caricatured” (“Is this what Michael sees from the tinted window of his limousine?”), Michael had written then-unheard “Do You Know Where Your Children Are” with its all too realistic picture of street life he witnessed nightly on the way from the studio (and not in a limousine, by the way, – according to his colleagues, he was driving a beat-up Chevy Blazer at the time).

Another prominent theme highlighted throughout the book is Michael’s never-ceasing zeal for knowledge, for absorbing lessons of history and using them to achieve greater goals. The narration makes a wonderful loop, starting from the words of Michael’s manager Ron Weisner in the first chapter describing Michael’s work ethics in the late 70s when he watched the great performers of the past with the intention to “out-work, out-study and out-think anyone he perceived as a competitor” and ending with an observation by Rodney Jerkins of Michael doing the same 20 years later because “You never stop studying the greats.”

Michael became proficient in learning from the greats. And being an accomplished artist himself, perhaps he envisioned that one day, future generations will be studying his creative process in the same way and be similarly inspired by it. As Matt Forger beautifully says in the foreword, Michael “loved storytelling and would want the story to be told.” And, thanks to researchers like Damien Shields, we now have an opportunity to hear the story and learn from it.

Reviewed by morinen

Coming soon on MJ.ru: an exclusive interview with the author of “Xscape Origins,” Damien Shields. Stay tuned!

To learn more about the book, visit www.xscapeorigins.com

2 thoughts on ““Xscape Origins”: A New Book Highlights the True Legacy of Michael Jackson

Leave a Reply

«Истоки Xscape»: новая книга о музыке Майкла Джексона на русском языке

По мере угасания массового интереса к личности Майкла Джексона новые книги о его жизни и творчестве появляются все реже, но в то же время в среднем они становятся более качественными и серьезными. Новая книга Дэмиена Шилдса «Истоки Xscape», только что вышедшая в русском переводе, заслуживает обзора, так как она посвящена предмету, ставшему почти элитарным в сфере печатных изданий о Джексоне – его музыке.

В среде поклонников Майкла Джексона 2014 год был отмечен выходом коллекции Xscape, содержавшей восемь ранее неизданных песен артиста, переработанных современными продюсерами. Релиз активно рекламировался в СМИ и имел коммерческий успех.

Однако акцент этого релиза, как и сопровождавшей его промо-кампании, был заметно смещен с творчества Майкла Джексона в сторону свежеизготовленных ремиксов его песен. Документальный фильм с участием продюсеров, рассказывающих о том, как они переписали музыку ушедшего артиста, музыкальное видео с массовкой, танцующей под дуэт, которого не случилось, и голограмма двойника Майкла Джексона, «исполняющая» ремикс его песни, – все это, как ни странно, имело мало отношения к самому Майклу Джексону и его истинному искусству.

Для людей вроде меня, ценителей артистизма и музыки Майкла (или, как нас теперь называют, «пуристов»), в Deluxe-версии альбома были выпущены также оригинальные версии песен. Эти восемь композиций, как восемь сокрытых жемчужин, стали для меня главной ценностью проекта Xscape.

Истоки Xscape: Песни и истории, оставленные Майклом Джексоном
Книга исследует историю песен с альбома Xscape
Сегодня, спустя год после выхода этой коллекции, появилась книга, проливающая свет на эти жемчужины и уделяющая им заслуженное внимание. Новая книга Дэмиена Шилдса «Истоки Xscape: Песни и истории, оставленные Майклом Джексоном» исследует историю восьми оригинальных треков, выпущенных в составе Xscape.

Книга понравилась мне уже с введения, где автор объясняет, как был задуман этот проект. По словам Дэмиена Шилдса, он родился из желания отдать должное подлинной работе Майкла, которая, казалось, получила статус второсортной в его собственном альбоме. Мне было понятно это желание. Для меня достаточно очевидно, что ценность невыпущенного материала, оставленного Майклом Джексоном, — не в его завершенности, а также не в том, насколько современно он звучит сегодня. Его ценность – в способности передать творческий взгляд артиста в определенный период его жизни. Звучание и музыкальные партии, которые артист выбрал для своих песен, ощущения, которые он стремился создать у слушателя при помощи музыки, приоткрывают дверь в его внутренний мир. Не секрет, что Майкл был чрезвычайно щепетилен в том, что касалось музыки, и иногда тратил годы на улучшение аранжировок, доведение их до состояния готовности. Наблюдая этот творческий процесс в его незавершенном материале, получаешь возможность «пообщаться» с артистом, насладиться его талантом. Именно поэтому, с моей точки зрения, оригинал работы всегда должен быть на первом плане, независимо от того, насколько современными и удачно звучащими кажутся ремиксы в данный конкретный момент времени. Следуя этому принципу, книга «Истоки Xscape» возвращает подлинное творчество Майкла Джексона в центр картины.

Книга состоит из восьми глав – по одной главе на каждую песню коллекции. Две главы – «She Was Loving Me» и «A Place With No Name» – основаны на статьях, опубликованных ранее в блоге Дэмиена Шилдса, хотя в книге Дэмиен дополняет их новыми цитатами и воспоминаниями. Остальные главы – полностью свежие. Книга прослеживает историю каждой песни от самого рождения и рассказывает об эволюции песен в течение лет. Но, что, пожалуй, важнее всего, она погружает читателя в атмосферу, в которой создавалась музыка.

Коллекция Xscape, не обремененная концепцией, содержит песни от 1980 года до периода Invincible, от демо-записей, сделанных однажды и отложенных в архив, до песен, над которыми Майкл интенсивно работал и которые планировал выпустить. Поэтому некоторые песни имеют более длинную и интересную историю, чем другие. Но Дэмиен даже менее значимые вещи ставит в контекст времени и придает каждой композиции богатый фон, описывая, над каким еще материалом Майкл работал в этот период, с кем он сотрудничал и какие музыкальные направления исследовал.

Дабы сохранить экспрессию и эмоциональность в воспоминаниях творческих партнеров Майкла, давших эксклюзивные интервью для книги, Дэмиен выбирает мудрый подход: вместо того, чтобы пересказывать историю, он дает слово свидетелям везде, где это возможно, и позволяет им рассказать обо всем самим.

Помимо изложения истории каждой песни, книга рисует яркий портрет Майкла-артиста и описывает его стиль работы в студии звукозаписи.

Практически каждый человек, процитированный в книге, говорит о том, как повлиял на него опыт работы с Майклом Джексоном. Многие из этих людей к тому времени были уже состоявшимися продюсерами и музыкантами, и все же они вспоминают о нем почти с благоговением и относятся к выпавшей им возможности как в величайшей удаче. Восторг в их словах, когда он описывают сессии записи, заразителен. От некоторых воспоминаний («Он интонировал просто нереально, чувак. Нереально!») ощущаешь мурашки по коже.

Майкл Джексон и Мэтт Форджер
Предисловние к книге написал звукоинженер Майкла Мэтт Форджер
Даже люди, работавшие с Майклом многие годы, как, например, Мэтт Форджер, оглядываются на этот период с каким-то изумлением, будто не могут до конца поверить в то, что это действительно происходило. «От мощи [вокала Майкла] нас иногда переполняли эмоции… — говорит Форджер. – Иногда я оглядываюсь назад и думаю: “Боже, я принимал это как должное. То, что я был там в этот момент”. Это было просто невероятно».

Читатель видит, насколько требователен был Майкл по отношению к продюсерам и музыкантам и насколько высокую планку он устанавливал для них – и для себя самого. Существует мнение, что Майкл не умел говорить людям «нет», – но только не когда дело касалось его музыки. Как вновь демонстрирует эта книга, когда дело касалось мелодий и аранжировок, Майкл Джексон был крайне разборчив и не шел на компромиссы. Глава «Xscape», моя любимая в книге, замечательно показывает динамику отношений между Майклом, Кори Руни и Родни Джеркинсом, когда последний только пришел в проект Invincible. Майкл поначалу выразил сомнение в способностях Родни, и Родни взялся доказать свою состоятельность, — с таким усердием, что заперся в студии на несколько недель и работал там со своей командой круглосуточно в три смены над созданием музыки, которую Майкл сможет принять. Таково было желание продюсеров, сотрудничавших с Майклом, достичь его стандарта качества.

Глава «Do You Know Where Your Children Are» также заслуживает упоминания, потому что она затрагивает социальные темы в творчестве Майкла. В его официальной дискографии эти темы стали наиболее явными с выпуском альбома Dangerous (конечно, в Bad была «Man In The Mirror», но эту вещь написал не Майкл). Однако, как Дэмиен показывает в книге «Истоки Xscape», Майкл начал обращаться к социальным вопросам еще в период Bad, с песнями «Do You Know Where Your Children Are», «Abortion Papers» и некоторыми другими, которые в итоге не вошли в альбом. В этот период, когда  многие считали его «оторванным от реальности» и живущим в собственных фантазиях, Майкл на самом деле остро осознавал социальные проблемы. К тому времени, когда биограф Рэнди Тараборрелли позволил себе высмеять его знаменитое видео «Bad», предположив, что представление Майкла об уличных реалиях «искажено» и «гротескно» («Неужели Майкл видит из тонированных окон своего лимузина это?»), Майкл уже написал тогда еще неопубликованную «Do You Know Where Your Children Are» с ее слишком реалистичной картиной уличной жизни, которую он наблюдал еженощно по пути домой из студии (и, кстати, вовсе не в лимузине, — по словам его коллег, он тогда водил подержанный Chevy Blazer).

Еще одна тема, красной нитью проходящая через книгу, это неослабевающая жажда знаний, присущая Майклу, его стремление впитывать уроки истории и использовать их для достижения новых высот. Повествование замыкает круг, начинаясь в первой главе со слов менеджера Майкла, Рона Вайзнера, который описывает дисциплину Майкла в 70-х, когда тот смотрел в записи выступления великих артистов прошлого с намерением «превзойти трудом, учебой и силой мысли всех, в ком видел конкурентов», и заканчиваясь наблюдением Родни Джеркинса о том, как Майкл занимался ровно тем же 20 лет спустя, потому что «нужно не переставая учиться у великих».

Майкл преуспел в учебе у великих людей прошлого. И, сам будучи столь талантливым артистом, вероятно, он воображал, что однажды новые поколения будут так же изучать его творческий процесс и вдохновляться им. Как замечательно сказал в предисловии к книге Мэтт Форджер, Майкл «любил рассказывать истории и хотел бы, чтобы эта история была рассказана». Благодаря исследованиям Дэмиена Шилдса мы теперь имеем возможность услышать эту историю и извлечь из нее свой урок.

morinen

Спасибо Юлии Сирош (Justice) за перевод книги на русский язык.

Приобрести электронную книгу на русском языке можно в магазине Google Play (возможна оплата банковскими картами, через PayPal и операторов связи Билайн и Мегафон; читать книгу можно в браузере).
Загрузить на Google Play
Подробнее:
Способы оплаты в Google Play
Как читать книги Google Play

Далее на MJ.ru: эксклюзивное интервью с автором книги “Истоки Xscape” Дэмиеном Шилдсом.

4 мысли о “«Истоки Xscape»: новая книга о музыке Майкла Джексона на русском языке

  • 03.06.2015 в 10:59
    Permalink

    Я очень рада, что ваши усилия все-таки увенчались успехом!) Большое вам, Юля и Вера, спасибо за ваш труд, время, терпение и неустанное желание нести доброе имя Майкла к нам в Россию.

    Ответить
  • 04.06.2015 в 15:10
    Permalink

    Пришлось в Википедию идти чтобы уточнить правильно ли я поняла термин «пурист» ) Я думаю что это достаточное точное название. Разве что наверное есть фэны пуристы разных степеней. Есть такие как Дэмиен, кто вообще против выпуска недоделанных песен, а есть такие как я, кто хочет услышать песни в любом виде, лишь бы это был Майкл Джексон, его работа, его голос и его мысли.

    Ответить
    • 12.06.2015 в 14:34
      Permalink

      Карина, да я не в том смысле, что слово неправильно употреблено :) Все правильно. Просто так странно, когда позиция вроде обычного нормального поклонника, который любит именно ТО, что он любит, вдруг оказывается какой-то почти маргинальной.

      Ответить

Оставьте комментарий