По мере угасания массового интереса к личности Майкла Джексона новые книги о его жизни и творчестве появляются все реже, но в то же время в среднем они становятся более качественными и серьезными. Новая книга Дэмиена Шилдса «Истоки Xscape», только что вышедшая в русском переводе, заслуживает обзора, так как она посвящена предмету, ставшему почти элитарным в сфере печатных изданий о Джексоне – его музыке.
В среде поклонников Майкла Джексона 2014 год был отмечен выходом коллекции Xscape, содержавшей восемь ранее неизданных песен артиста, переработанных современными продюсерами. Релиз активно рекламировался в СМИ и имел коммерческий успех.
Однако акцент этого релиза, как и сопровождавшей его промо-кампании, был заметно смещен с творчества Майкла Джексона в сторону свежеизготовленных ремиксов его песен. Документальный фильм с участием продюсеров, рассказывающих о том, как они переписали музыку ушедшего артиста, музыкальное видео с массовкой, танцующей под дуэт, которого не случилось, и голограмма двойника Майкла Джексона, «исполняющая» ремикс его песни, – все это, как ни странно, имело мало отношения к самому Майклу Джексону и его истинному искусству.
Для людей вроде меня, ценителей артистизма и музыки Майкла (или, как нас теперь называют, «пуристов»), в Deluxe-версии альбома были выпущены также оригинальные версии песен. Эти восемь композиций, как восемь сокрытых жемчужин, стали для меня главной ценностью проекта Xscape.
Сегодня, спустя год после выхода этой коллекции, появилась книга, проливающая свет на эти жемчужины и уделяющая им заслуженное внимание. Новая книга Дэмиена Шилдса «Истоки Xscape: Песни и истории, оставленные Майклом Джексоном» исследует историю восьми оригинальных треков, выпущенных в составе Xscape.
Книга понравилась мне уже с введения, где автор объясняет, как был задуман этот проект. По словам Дэмиена Шилдса, он родился из желания отдать должное подлинной работе Майкла, которая, казалось, получила статус второсортной в его собственном альбоме. Мне было понятно это желание. Для меня достаточно очевидно, что ценность невыпущенного материала, оставленного Майклом Джексоном, — не в его завершенности, а также не в том, насколько современно он звучит сегодня. Его ценность – в способности передать творческий взгляд артиста в определенный период его жизни. Звучание и музыкальные партии, которые артист выбрал для своих песен, ощущения, которые он стремился создать у слушателя при помощи музыки, приоткрывают дверь в его внутренний мир. Не секрет, что Майкл был чрезвычайно щепетилен в том, что касалось музыки, и иногда тратил годы на улучшение аранжировок, доведение их до состояния готовности. Наблюдая этот творческий процесс в его незавершенном материале, получаешь возможность «пообщаться» с артистом, насладиться его талантом. Именно поэтому, с моей точки зрения, оригинал работы всегда должен быть на первом плане, независимо от того, насколько современными и удачно звучащими кажутся ремиксы в данный конкретный момент времени. Следуя этому принципу, книга «Истоки Xscape» возвращает подлинное творчество Майкла Джексона в центр картины.
Книга состоит из восьми глав – по одной главе на каждую песню коллекции. Две главы – «She Was Loving Me» и «A Place With No Name» – основаны на статьях, опубликованных ранее в блоге Дэмиена Шилдса, хотя в книге Дэмиен дополняет их новыми цитатами и воспоминаниями. Остальные главы – полностью свежие. Книга прослеживает историю каждой песни от самого рождения и рассказывает об эволюции песен в течение лет. Но, что, пожалуй, важнее всего, она погружает читателя в атмосферу, в которой создавалась музыка.
Коллекция Xscape, не обремененная концепцией, содержит песни от 1980 года до периода Invincible, от демо-записей, сделанных однажды и отложенных в архив, до песен, над которыми Майкл интенсивно работал и которые планировал выпустить. Поэтому некоторые песни имеют более длинную и интересную историю, чем другие. Но Дэмиен даже менее значимые вещи ставит в контекст времени и придает каждой композиции богатый фон, описывая, над каким еще материалом Майкл работал в этот период, с кем он сотрудничал и какие музыкальные направления исследовал.
Дабы сохранить экспрессию и эмоциональность в воспоминаниях творческих партнеров Майкла, давших эксклюзивные интервью для книги, Дэмиен выбирает мудрый подход: вместо того, чтобы пересказывать историю, он дает слово свидетелям везде, где это возможно, и позволяет им рассказать обо всем самим.
Помимо изложения истории каждой песни, книга рисует яркий портрет Майкла-артиста и описывает его стиль работы в студии звукозаписи.
Практически каждый человек, процитированный в книге, говорит о том, как повлиял на него опыт работы с Майклом Джексоном. Многие из этих людей к тому времени были уже состоявшимися продюсерами и музыкантами, и все же они вспоминают о нем почти с благоговением и относятся к выпавшей им возможности как в величайшей удаче. Восторг в их словах, когда он описывают сессии записи, заразителен. От некоторых воспоминаний («Он интонировал просто нереально, чувак. Нереально!») ощущаешь мурашки по коже.
Даже люди, работавшие с Майклом многие годы, как, например, Мэтт Форджер, оглядываются на этот период с каким-то изумлением, будто не могут до конца поверить в то, что это действительно происходило. «От мощи [вокала Майкла] нас иногда переполняли эмоции… — говорит Форджер. – Иногда я оглядываюсь назад и думаю: “Боже, я принимал это как должное. То, что я был там в этот момент”. Это было просто невероятно».
Читатель видит, насколько требователен был Майкл по отношению к продюсерам и музыкантам и насколько высокую планку он устанавливал для них – и для себя самого. Существует мнение, что Майкл не умел говорить людям «нет», – но только не когда дело касалось его музыки. Как вновь демонстрирует эта книга, когда дело касалось мелодий и аранжировок, Майкл Джексон был крайне разборчив и не шел на компромиссы. Глава «Xscape», моя любимая в книге, замечательно показывает динамику отношений между Майклом, Кори Руни и Родни Джеркинсом, когда последний только пришел в проект Invincible. Майкл поначалу выразил сомнение в способностях Родни, и Родни взялся доказать свою состоятельность, — с таким усердием, что заперся в студии на несколько недель и работал там со своей командой круглосуточно в три смены над созданием музыки, которую Майкл сможет принять. Таково было желание продюсеров, сотрудничавших с Майклом, достичь его стандарта качества.
Глава «Do You Know Where Your Children Are» также заслуживает упоминания, потому что она затрагивает социальные темы в творчестве Майкла. В его официальной дискографии эти темы стали наиболее явными с выпуском альбома Dangerous (конечно, в Bad была «Man In The Mirror», но эту вещь написал не Майкл). Однако, как Дэмиен показывает в книге «Истоки Xscape», Майкл начал обращаться к социальным вопросам еще в период Bad, с песнями «Do You Know Where Your Children Are», «Abortion Papers» и некоторыми другими, которые в итоге не вошли в альбом. В этот период, когда многие считали его «оторванным от реальности» и живущим в собственных фантазиях, Майкл на самом деле остро осознавал социальные проблемы. К тому времени, когда биограф Рэнди Тараборрелли позволил себе высмеять его знаменитое видео «Bad», предположив, что представление Майкла об уличных реалиях «искажено» и «гротескно» («Неужели Майкл видит из тонированных окон своего лимузина это?»), Майкл уже написал тогда еще неопубликованную «Do You Know Where Your Children Are» с ее слишком реалистичной картиной уличной жизни, которую он наблюдал еженощно по пути домой из студии (и, кстати, вовсе не в лимузине, — по словам его коллег, он тогда водил подержанный Chevy Blazer).
Еще одна тема, красной нитью проходящая через книгу, это неослабевающая жажда знаний, присущая Майклу, его стремление впитывать уроки истории и использовать их для достижения новых высот. Повествование замыкает круг, начинаясь в первой главе со слов менеджера Майкла, Рона Вайзнера, который описывает дисциплину Майкла в 70-х, когда тот смотрел в записи выступления великих артистов прошлого с намерением «превзойти трудом, учебой и силой мысли всех, в ком видел конкурентов», и заканчиваясь наблюдением Родни Джеркинса о том, как Майкл занимался ровно тем же 20 лет спустя, потому что «нужно не переставая учиться у великих».
Майкл преуспел в учебе у великих людей прошлого. И, сам будучи столь талантливым артистом, вероятно, он воображал, что однажды новые поколения будут так же изучать его творческий процесс и вдохновляться им. Как замечательно сказал в предисловии к книге Мэтт Форджер, Майкл «любил рассказывать истории и хотел бы, чтобы эта история была рассказана». Благодаря исследованиям Дэмиена Шилдса мы теперь имеем возможность услышать эту историю и извлечь из нее свой урок.
morinen
Спасибо Юлии Сирош (Justice) за перевод книги на русский язык.
Приобрести электронную книгу на русском языке можно в магазине Google Play (возможна оплата банковскими картами, через PayPal и операторов связи Билайн и Мегафон; читать книгу можно в браузере).
Подробнее:
Способы оплаты в Google Play
Как читать книги Google Play
Далее на MJ.ru: эксклюзивное интервью с автором книги “Истоки Xscape” Дэмиеном Шилдсом.
Я очень рада, что ваши усилия все-таки увенчались успехом!) Большое вам, Юля и Вера, спасибо за ваш труд, время, терпение и неустанное желание нести доброе имя Майкла к нам в Россию.
«Пуристы», ну надо же. Смешно.
Пришлось в Википедию идти чтобы уточнить правильно ли я поняла термин «пурист» ) Я думаю что это достаточное точное название. Разве что наверное есть фэны пуристы разных степеней. Есть такие как Дэмиен, кто вообще против выпуска недоделанных песен, а есть такие как я, кто хочет услышать песни в любом виде, лишь бы это был Майкл Джексон, его работа, его голос и его мысли.
Карина, да я не в том смысле, что слово неправильно употреблено :) Все правильно. Просто так странно, когда позиция вроде обычного нормального поклонника, который любит именно ТО, что он любит, вдруг оказывается какой-то почти маргинальной.