Режиссер Стив Бэррон участвовал в создании легендарных музыкальных видео. Список артистов, с которыми он работал в 80-х годах, весьма впечатляющий: A-ha, Дэвид Боуи, Fleetwood Mac, The Human League, Мадонна. Однако вершиной его карьеры в жанре музыкального видео остается сотрудничество с Майклом Джексоном. Режиссер поделился историей создания видеоклипа «Billie Jean», снятого в 1982 году.
Предложение
«К тому времени [1982 г.] я уже снял порядка 15-20 музыкальных видеоклипов, один из них стал номером один в Великобритании – «Don’t You Want Me» группы The Human League. Имя Майкла Джексона тогда еще не было у всех на устах, это было за несколько месяцев до релиза альбома Thriller. Разумеется, в телефонном звонке от Майкла Джексона было некое волшебство, но мне тогда куда больше нравились Human League. Моя жена носила нашего первого ребенка, и поначалу я подумал: «Ой нет, вряд ли я смогу за это взяться». Но в итоге именно моя жена убедила меня поработать над этим проектом.
Менеджер Майкла Джексона сказал, что Майкл хочет сделать видео “волшебным”, что он видел “Don’t You Want Me”, и ему очень понравилась кинематографичность и общее впечатление от видео. Майкл хотел, чтобы его клип был как отрывок из фильма, а не просто музыкальный видеоклип с сюжетом».
Бюджет
«50 000 долларов. Это было вдвое больше, чем во всех моих предыдущих проектов. Для сравнения, когда пятью неделями позже снимали “Beat It”, бюджет составлял уже 300 000 долларов. А когда снимали “Thriller”, цифра достигла уже 2 млн. долларов, так что бюджет “Billie Jean” меньше чем за три месяца стал крошечным».
Вдохновение
«Мне в голову пришла идея, основанная на концепции, которую я использовал для предыдущего видеоклипа Джоан Арматрейдинг: “дар царя Мидаса”. Т.е., куда бы ни пошел Майкл, все будет превращаться в золото и сиять в лучах света. Я оформил концепцию в письменном виде и отправил Майклу факс, и мне ответили: “Майклу очень понравилось, он хочет, чтобы это было похоже на магию Питера Пэна”. Так что меня приняли на работу вместе с концепцией: мол, да, берем, приходи и делай.
Видео
«На съемках мы использовали 16-миллиметровую пленку. “Don’t You Want Me” был снят на 35-миллиметровую пленку, и единственной причиной, почему я не воспользовался ею и здесь, была стоимость. Нашего бюджета было недостаточно».
Встреча с Майклом
«Он был очень милый, тихий, говорил едва ли не шепотом, но его интересовало абсолютно все, что касалось видео, а потом он захотел узнать больше и про меня самого».

Перед съемками
«Один из моих друзей сделал макеты с раскадровкой, а затем мы показали их Майклу. В раскадровке были два пустых кадра в припеве, поскольку менеджер предупредил нас, что Майкл, возможно, будет танцевать. Он добавил, что Майкл практиковал какой-то танец перед зеркалом. Мы с Майклом обсудили идею того, что по сюжету за ним кто-то будет следить. На такой сюжетный поворот его натолкнула какая-то история о частном детективе, прочитанная им в газете».
Гениальность Майкла
«Мы прорепетировали все видео, сцена за сценой. Когда мы прорабатывали сцену возле магазина фототехники, и все фотоаппараты внезапно начинают мигать вспышками, заряжая его энергией и пробуждая “дар Мидаса”, Майкл поделился еще одной идеей: “А пусть один из магазинов на другой стороне улицы будет портняжной мастерской, с манекенами в витрине. Когда я буду проходить мимо, до или после магазина фототехники, пусть манекены оживут, выпрыгнут на улицу и танцуют вместе со мной”. Мне очень понравилась эта мысль, я счел это гениальным, и это очень подходило к нашей истории.
После той встречи я насел на продюсера: “Слушай, тут Майкл придумал классную идею. Нам надо поменять тот магазин, поставить там манекены, пригласить танцовщиков, отрепетировать. Нам понадобится хореограф, художник по костюмам, и еще пара лишних часов на съемки, поскольку это будет сниматься после первого танца”.
Мой продюсер проработал эту идею и сказал, что это будет стоить еще 5 000 долларов, и CBS [звукозаписывающая компания Джексона] отказалась платить. Они сказали: “Нет, больше ни гроша, мы вам уже говорили – у вас есть 50 тысяч и ни центом больше”».
Удачный перерыв
«Думаю, кто-то сказал Майклу о том, что мы не могли себе позволить реализовать его идею. Где-то глубоко внутри я надеялся, что он решит финансировать это сам, но он этого не сделал. Мне позвонили как-то поздно вечером. Я уже спал, поэтому не сразу сообразил, где я и кто я. На линии был Майкл, и это было странно – мне показалось, что он вообще никогда никому не звонит сам. Он сказал: “Привет, Стив, я тут подумал, мы не будем снимать этот групповой танец”. И я подумал: не испортить бы ситуацию. Он сам все отменил, так что нет смысла говорить ему о бюджете, раз он сам понял, что не хочет это делать.
Я понимаю, почему он отказался от этой мысли, поскольку, думаю, в тот момент он уже думал о “Beat It” и “Thriller”. Конечно, было грустно, что мы не реализовали хорошую идею. Это как вырезанная сцена, которую мне хотелось бы снять. Думаю, видео от этого только выиграло бы».
День съемок
«Я чувствовал себя на съемочной площадке очень комфортно. Всего лишь очередные съемки. Пока он не начал танцевать.
Раньше меня уже предупреждали, что далеко не все плиты мостовой у него под ногами будут зажигаться, так что Майкл не может идти куда угодно. Среди плит были 11 штук, которые зажигались по схеме детской игры в классики, поэтому мне пришлось сказать Майклу: “Извини, но загораются не все плиты, сначала загорается вот эта, потом вот эти две, и еще две, и потом еще одна”.
Поскольку я не видел, как он репетировал, то мне оставалось только гадать, как он выкрутится и что будет делать. Кажется, он репетировал какие-то движения, но как он свяжет их в танец, для меня оставалось загадкой. Он внимательно осмотрел площадку, изучил схему. Я спросил: “Майкл, может, нам нужно провести пару репетиций?” А он ответил: “А мы можем сразу начать снимать?”
Когда пришел черед припева, он начал двигаться интенсивнее, а затем разразился таким танцем, аналогов которому я не припомню. Это был чистый инстинкт. Он объединил все в единое целое. Мне стало жарко, в самом деле жарко от излучаемой им энергии. Камера и окуляр буквально запотели. Он практически растворился в тумане, когда я смотрел на него в объектив, и все это выглядело совершенно нереальным».
Монтаж
«Я встретился с Майклом в Ковент-Гардене, в монтажной студии. Мы просидели там почти всю ночь, поскольку все надо было делать быстро, как обычно, тем более, он так удачно оказался в Лондоне. Помню, как он прилег на кушетку в дальнем углу студии, в какой-то момент взглянул на один из мониторов и сказал: “Мне нравится этот кадр”. Вообще-то он смотрел на полиэкранное изображение и, видимо, решил, что из этих трех кадров он может выбрать какой-то один… Я ничего не ответил».
Видео-вирус
«Я помню только, как примерно через две недели услышал, что на MTV не будут крутить “Billіe Jean”. Сказали, что у них не та аудитория. А затем я услыхал еще одну историю о том, что из CBS в ярости позвонили на MTV: “Что значит ‘не та аудитория’? Как может такая хитовая запись с таким видео и таким великим артистом не подходить для вашей аудитории? Кто у вас там в аудитории вообще?”
Они ответили, что представляют американский средний класс. Не думаю, что речь шла о черной или белой аудитории. MTV как телеканал только-только зарождался, они понятия не имели, кто они, кем и чем станут, и, естественно, не знали, что Майкл Джексон скоро станет олицетворением MTV. И они пытались сражаться с тем, что в итоге и превратило их в нынешнюю империю».
Источник: Статья на Telegraph.co.uk
Перевод: Юлия Сирош
Вновь опубликованные не вошедшие в видео кадры:
Замечательные воспоминания, спасибо! Задумка Майкла о танцующих «манекенах» действительно интересная. И все детали интересны.
Да, задумка и правда интересная, но клип «Билли Джин» мне нравится и так, он один из моих любимых, вообще у него нет клипов которые мне не нравятся. Спасибо тебе Майкл, за твоё творчество и за то что мы помним тебя!